Сообщение о композиторе ж бизе очень краткое. Жорж Бизе: биография, видео, интересные факты, творчество

Бизе Жорж (1838-1875), французский композитор.

Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию. Бизе блестяще окончил её в 1857 г. по классу композиции Ф. Галеви. Уже на выпускном курсе им была написана оперетта «Доктор Миракль».

При окончании консерватории Бизе получил Римскую премию, которая давала право на длительную поездку за казённый счёт в Италию для совершенствования мастерства. В Италии он сочинил свою первую оперу «Дон Прокопио» (1859 г.).

Вернувшись на родину, Бизе дебютировал на парижской сцене оперой «Искатели жемчуга» (1863 г.). Вскоре была создана следующая опера - «Пертская красавица» (1866 г.) по роману В. Скотта.

Несмотря на все музыкальные достоинства, успеха оперы не принесли, и в 1867 г. Бизе вновь обратился к жанру оперетты («Мальбрук в поход собрался»), А в 1871 г. создал новую оперу - «Джамиле» по поэме А. Мюссе «Намуна».

Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.); впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты. После «Арлезианки» Бизе опять обратился к опере - в 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.

Сейчас трудно поверить, что произведение, признанное вершиной французского оперного реализма, обошедшее все оперные сцены мира и ставшее одним из самых любимых и популярных в истории музыки, при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу - он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

После смерти композитора в его бумагах нашли партитуру оперы «Иван Грозный» (1865 г.), которая впервые была поставлена только в 1946 г. Чайковский первый предсказал бессмертие оперы “Кармен”

«Кармен»

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году.Опера в четырех актах. Либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноимен новелле П.Мериме. Первое представ сост 3 марта 1875г а Париже.

Действующие лица:

Кармен, цыганка, работница сигарной фабрики меццо-сопрано

Дон Хозе, бригадир тенор

Эскамильо, тореадор баритон

Данкайро контрабандисты,
Ромендадо баринон

Цунига, капитан бас

Моралес, сержант баритон

Микаэла, невеста Хозе сопрано

Фраскита сопрано,

Мерседес цыганки, подруги Кармен

Лилас-Пастья, содержатель таверны без пения

Проводник без пения

Офицеры, солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры, народ.



Действие происходит в Испании, около 1820 года.

СЮЖЕТ

На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера - песня свободной любви - звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Покоренный ими, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны - тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою - слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига - начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.



Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо - он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их - впереди.

Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.

«Кармен» - один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» - в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Жорж Бизе (1838-1875) приобрёл всемирную известность как автор одного, хотя и очень популярного, произведения. В истории музыки такие случаи нечасты. Этим произведением стала опера "Кармен". Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трёх полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошёл в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки; в доме много музицировали. выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырёх лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он "отдался музыке лишь скрепя сердце" - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьёзному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери.

В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Её музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе "Доктор Миракль". Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: "Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы".

1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провёл в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. "Дурной вкус отравляет Италию, - жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна". Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. "Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста!" - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он ещё не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки. Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: "Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнём жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный "Пророку" (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!.."

Но не только меркантильные соображения, обусловленные более чем скромными материальными ресурсами семьи, побуждали его к этому. Музыкальный театр притягивал Бизе, его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах. В результате он решился написать комическую оперу, названную "Дон Прокопио". Присланная в Париж партитура не получила одобрения со стороны маститых профессоров, хотя все же отмечалась "непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль" автора. Суровое порицание вызвала тематика этого сочинения. "Мы должны поставить на вид г. Бизе, - читаем в отзыве консерватории, - что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу". Но клерикальные сюжеты чужды Бизе. И после краткой творческой паузы он принялся за симфонию-кантату "Васко да Гама" на сюжет "Лузиады" - известной эпической поэмы классика португальской литературы Луиса Камоэнса. Он обратился к вокально-симфоническому жанру, распространённому во Франции со времён Берлиоза, и к ориентальной тематике, популярность которой была упрочена успехом оды-симфонии Фелисьена Давида "Пустыня" (1844). Далее Бизе создает ряд оркестровых пьес, некоторые впоследствии войдут в симфоническую сюиту "Воспоминания о Риме". Теперь уже отчетливее проявляются своеобразные черты стиля композитора с его тягой к воплощению красочных, колоритных народных сцен и картин жизни, полных динамики и движения. После трёхлетнего пребывания в Италии Бизе возвратился в Париж, уверенный в своих силах. Но его ждало горькое разочарование: путь к общественному признанию во Второй империи труден и тернист. Начинаются тяжёлые годы борьбы за существование.

Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в лёгком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. В его письмах находим волнующие строки: "Три ночи не спал, на душе мрачно, а завтра надо писать веселую танцевальную музыку". Или в другом письме: "Я работаю, как негр, я истощён, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение "Гамлета" (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!.." В таком перенапряжении творческих сил проходит вся последующая жизнь Бизе. Это и явилось причиной столь ранней смерти гениального композитора.

Бизе не избирал более легкий путь в искусстве. Он отказался от карьеры пианиста, которая, несомненно, сулила ему более скорый и эффективный успех. Но Бизе хотел безраздельно отдаться композиторской деятельности и поэтому отбрасывал всё, что могло ей помешать. Его привлекали многие и разнообразные оперные замыслы, некоторые были доведены до конца, но требовательный автор забирал из театра уже законченные партитуры. Так произошло, например, с оперой "Иван Грозный", обнаруженной лишь в 30-х годах нашего века. Однако две оперы были поставлены на сцене. В 1863 году состоялась премьера оперы "Искатели жемчуга".

Её сюжет традиционен. Это модная в то время во Франции ориентальная тема. Опера Бизе находится в ряду произведений, которые открывают этот список. Её действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. Несмотря на шаблонные драматургические ситуации и условность сценического действия, музыка Бизе убеждает мелодическим богатством, естественностью и красотой вокальных партий, полнотой жизнеощущения. Это не прошло мимо Берлиоза, отметившего в своей рецензии, что партитура оперы "содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита". Яркостью отличаются также массовые сцены, лирические либо драматические эпизоды оперы. Однако то свежее и новое, что содержалось в произведении Бизе, прошло незамеченным. Опера не имела большого успеха, хотя и выдержала восемнадцать спектаклей. За исключением Берлиоза, критика отнеслась к ней холодно. Премьера следующей оперы - "Пертской красавицы", состоялась в 1867 году. Сюжет одноименного романа Вальтера Скотта предстал в либретто в искаженном, примитивном виде; особенно много шаблонного и трафаретного в финальном акте. "Это эффектная пьеса, - писал Бизе, работая над оперой, - но характеры мало обрисованы". Композитору не удалось дорисовать их своей музыкой. Вместе с тем, по сравнению с предшествующей, эта опера содержит немало уступок господствующим вкусам буржуазной публики, что вызвало резкую отповедь со стороны некоторых прогрессивных критиков. С горечью Бизе был вынужден с ними согласиться.

Неудача на время разоружила Бизе. "Я прохожу через кризис", - говорит он. Осенью того же 1872 года состоялась премьера другого произведения Бизе. Это - великолепная по краскам и выразительности музыка к пьесе Альфонса Доде "Арлезианка". Композитор насытил спектакль большим количеством музыкальных номеров, порой представляющих собой художественно законченные пьесы. Музыка, обладающая такими выдающимися художественными достоинствами, пережила пьесу Доде, утвердившись на концертной эстраде. Две сюиты из "Арлезианки" - первая составлена самим автором (1872), вторая его другом Эрнестом Гиро (1885) - вошли в золотой фонд мировой симфонической литературы. Бизе отдавал себе отчёт в том, какую большую роль сыграла музыка к "Арлезианке" в его творческой эволюции. Он писал:

"Что бы ни произошло, я удовлетворён, что вступил на этот путь, который я не должен покинуть и с которого не сойду никогда. Я уверен, что нашёл свою дорогу". Эта дорога привела его к "Кармен". Бизе заинтересовался сюжетом "Кармен" ещё во время работы над оперой "Джамиле", а в 1873-1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы Проспера Мериме "Кармен", точнее сказать, из её третьей главы, содержащей рассказ Хозе о драме его жизни. Опытные мастера театральной драматургии, Мельяк и Галеви, создали превосходное, сценически-действенное либретто, драматические ситуации и текст которого выпукло обрисовывают характеры героев пьесы. 3 марта 1875 года прошла премьера в театре "Комической оперы". Спустя же три месяца, 3 июня, Бизе внезапно скончался, не успев завершить ряд других своих работ.

Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг "Кармен". Пресыщенные буржуа - обычные посетители лож и партера - нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку - слишком серьёзной и сложной. Отзывы прессы были почти единодушно отрицательными. В начале следующего, 1876 года "Кармен" надолго исчезла из репертуара парижских театров, и в то же время начался её триумфальный успех на театральных подмостках зарубежных стран. Чайковский сразу же отметил её выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875 году он имел клавир "Кармен", в начале 1876 года видел её на сцене парижской "Комической оперы". В 1877 году Чайковский писал: "...я выучил её наизусть, всю от начала до конца". А в 1880 году утверждал: "По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи". И далее пророчески предрекал: "Я убежден, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире..." Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Введение народных сцен, занимающих важное место в опере, придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме. Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, её высокая этическая ценность. "Кармен", - писал Ромен Роллан, - вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности".

Музыка Бизе ещё более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений. Эти качества, типичные для композитора, как нельзя лучше соответствовали обрисовке действия испанского сюжета. Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит. Историческое значение оперы Бизе не только в её непреходящей художественной ценности, а и в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости. В Париже постановка "Кармен" всё же была возобновлена в 1883 году. С тех пор "Кармен" занимает одно из первых мест в репертуаре мирового музыкального театра.

8 июля 2017 года мы решили сходить в Генуе в театр Карла Феличчи на БАЛЕТ "Кармен" на музыку Ж.Бизе.

Я всегда считал, что существует только опера "Кармен"на музыку Бизе.

Появился повод поговорить о замечательном французском композиторе.

БИЗЕ (Bizet) Жорж родился в Париже 25 октября 1838 года. Отец - преподаватель пения, мать - пианистка (была первой учительницей музыки Бизе).

Жоржу нравилось заниматься музыкой и с отцом, учителем пения, и с матерью, профессиональной пианисткой. В то же время, он, как любой мальчишка, хотел бегать по улицам и играть с другими детьми. Родители думали по-другому. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на фортепьяно, а за две недели до десятилетия поступил в Парижскую консерваторию. Детство закончилось не начавшись. В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку.

В 1848-57 годах учился в Парижской консерватории, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт), Ф. Галеви (композиция; дочь Галеви Женевьева стала женой Бизе в 1869 году).

Учиться Жоржу было легко, он схватывал все на лету. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим Большую Римскую премию, - за кантату «Кловис и Клотильда». Эта премия давала возможность на 4 года поехать в Италию и получать государственную стипендию. В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар, тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную в традициях Дж. Россини.

В 1860 году он закончил симфонию-кантату «Васко да Гама» (по эпической поэме «Лузиады» Л. Камоэнса). В том же году вернулся в Париж, где для заработка был вынужден давать частные уроки, писать танцевальную музыку и заниматься переложением чужих сочинений.

С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16 часов в сутки. "Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!"

Бизе вернулся в Париж в конце сентября 1860 года. Череда событий его жизни оказалась гораздо трагичнее его ожиданий.


Жорж Бизе - Эрнесту Л"Эпину
Париж, осень 1860 г.

«Моя мать тяжело больна. Мы потеряли всякую надежду спасти ее. У меня нет времени ни на что, кроме слез. Как горько мое возвращение домой и сколь ненавистен мне Париж».

Через год после возвращения Бизе в Париж Эме Бизе, его мать, едва ли не самый его близкий друг скончалась. Пытаясь как-то справиться с невозвратимой потерей, Бизе пробовал углубиться в работу. В качестве отчета Академии он сдал почти законченную еще в Италии оду-симфонию «Васко да Гама», симфонические пьесы «Скерцо» и «Траурный марш», договорился с одним из либреттистов «Доктора Миракля» Людовиком Галеви - племянником своего учителя Ф. Галеви - о создании либретто комической оперы. Но уже через несколько недель он понял, что о создании буффонной музыки не может быть и речи.

Жорж Бизе - Людовику Галеви
Париж, октябрь 1860 г.

«О сочинении и думать не могу… Кончина моей матери причинила мне величайшее горе… Но я не теряю надежды на совместную с вами работу».


Надежда эта станет реальностью в «Кармен».

Через полгода после смерти матери Бизе ждал новый удар. Скончался его учитель, композитор Фроменталь Галеви. Бизе был его любимым учеником, и смерть мастера, казалось бы, лишила его последней опоры в оперном мире Франции. Дружескую поддержку Бизе оказал тогда Шарль Гуно. Но она как-то не выглядела совсем уж бескорыстной. Бизе был буквально завален черновой работой по изданиям и постановкам опер Гуно.

В 1863 году в Париже была поставлена опера Бизе «Искатели жемчуга» на модный тогда ориентальный сюжет. Несмотря на отдельные мелодически выразительные номера (знаменитый романс Надира из 1-го действия), опера в целом не имела успеха у публики, однако получила одобрительный отзыв Г. Берлиоза.

Послушайте этот романс в исполнении Пласидо Доминго. Какая божественная музыка!


Целиком оперу можно послушать

И я хочу представить вам Дуэт-воспоминание Надира и Зурги «И там, среди цветов» полон восторженного чувства; плавная мелодия в восточном духе звучит на фоне волшебно прозрачного оркестрового сопровождения.


Сюжет оперы довольно простой: Зурга и Надир любят одну и ту же девушку. Чтобы не стать врагами, они расстаются. Их любимая, Лейла, принесла обет целомудрия, она стала жрицей, помогающей своим пением искателям жемчуга. Зурга избран вождем, а Надир возвращается. Он понимает, что все ещё любит Лейлу. Её сердце тоже ещё не остыло. Надир стремится вывезти её из храма на вершине скалы. Едва он входит в храм, как его схватывают по приказу жреца Нурабаду. Зурга хочет спасти друга, но узнав, что жрица, нарушившая обет — это Лейла, решает не вмешиваться. Но вдруг он по ожерелью Лейлы узнаёт, что это именно она некогда спасла ему жизнь, и отвлекает внимание жителей деревни, поджигая их хижины. Надиру и Лейле удаётся скрыться. По приказу жреца Зургу бросают в костёр.

«Искатели жемчуга» были первой оперой, которую молодому композитору заказал парижский Театр-Лирик, в середине XIX века - главный театр французской столицы. Бизе сочинял оперу стремительно. Она была написана всего за несколько месяцев. После премьеры Гектор Берлиоз писал, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». «Искатели жемчуга» пленяют мелодическим богатством и драматической выразительностью.

Впервые на суд зрителей «Искатели жемчуга» были представлены в сентябре 1863 года в Парижском Théâtre-Lyrique. При жизни композитора «Искатели» не имели поклонников, как впрочем, и другие оперы.

Сдержанно была принята и следующая опера - «Пертская красавица» (по одноимённому роману В. Скотта, 1867 год).

В 1867 году Бизе опубликовал (под псевдонимом Гастон де Бетзи) полемическую статью «Беседа о музыке» («Causerie musicale») - своего рода художественный манифест, где требовал от композитора непосредственности и правдивости.

Успех этих опер был не так велик, чтобы упрочить положение автора. Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе. Он писал о своей опере "Пертская красавица": «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы... Школа избитых рулад и лжи умерла — умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения — и вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным.

Ему 30 лет, но Жорж еще не женат. Полноватый и близорукий, с кудрями, завивавшимися так туго, что их сложно было расчесать, Бизе не считал себя привлекательным для женщин. Говорил он всегда быстро, немного сбивчиво и был уверен, что такая манера изъяснения женщинам вовсе не нравится. Первый раз он познакомился с двушкой еще в Италии, но она не поехала за ним во Францию. Следующая попытка была, когда юноше было 28 лет. Однажды в поезде Жорж Бизе познакомился с Могадор - оперной дивой мадам Лионель, писательницей Селестой Венар, графиней де Шабрийан. Юность она провела в притонах, потом стала танцовщицей, а затем увлеклась литературой и стала описывать то, что знала о жизни, в романах. Ее книги не залеживались на полках. О них старались не говорить в приличных домах, но о существовании этой женщины знал каждый парижанин. Во время встречи с Бизе прелестная Могадор была вдовой и владелицей музыкального театра, где пела главные партии. Ему двадцать восемь, ей сорок два. Все его невзгоды и горести утонули в непритворной страсти этой женщины. Счастье было недолгим. Перепады настроения Могадор ввергали Жоржа в отчаяние. В порыве гнева просыпались все дурные привычки Могадор. Бизе с его тонким вкусом и ранимой душой страдал. Могадор старела. Ее преследовали финансовые неурядицы, он ничем не мог ей помочь. Его доходы по-прежнему едва позволяли оплачивать счета, а его любовь была ей ни к чему. Но расстаться с этой женщиной Бизе был не в силах. Во время очередного скандала любимая окатила Жоржа с головы до ног ушатом холодной воды. Бизе вышел на улицу, где тихо кружил снег.

«…Встретил восхитительную девушку, которую обожаю!» - письмо Бизе 1867 года. Кто же эта обожаемая девушка? Это Женевьева Галеви, дочь учителя Бизе Фроменталя Галеви, ныне уже покойного. О семье Галеви стоит сказать несколько слов. Это состоятельная, влиятельная семья. Ее члены: банкир, финансист, историк (это Леон Галеви, член французской академии), ученый талмудист (дед Женевьевы), исследователь религий (дядя Женевьевы Ипполит Родриг), знаменитый оперный композитор (Фроменталь Галеви), известный драматург и либреттист (его племянник, двоюродный брат Женевьевы) Людовик Галеви. Мать Женевьевы - Леони Галеви - дама весьма своеобразная. В молодости - светская львица, далее - коллекционер произведений искусства и талантливый скульптор (одна ее работа хранится в музее Версаля, другая - скульптурный портрет мужа - в парижской мэрии).

Разумеется, породниться с малоудачливым композитором Жоржем Бизе такая семья не спешит.

Жорж Бизе - Эдмону Галаберу
Октябрь 1867 г.

«…Я был глубоко удручен. Разбили надежды, которые я так лелеял. - Семья воспротивилась. Я очень несчастлив».

Ноябрь 1867 г.
«Быть может, еще не все потеряно…»

Это состояние - «еще не все потеряно» - длилось около полутора лет. Семья размышляла, то подавая влюбленным друг в друга Женевьеве и Жоржу какую-то надежду, то отбирая ее. Наконец упрямство Женевьевы и терпенье Бизе было вознаграждено.


Начало мая 1869 г.

«Сообщаю вам секретно. Я женюсь. Мы любим друг друга. - Я совершенно счастлив. Временно мы будем бедны, но какое это имеет значение. Ее приданое пока равно 150000 франков, впоследствии же 500000. Никому ничего не говорите».
Итак, через полтора года после отказа согласие на брак было получено. Не исключено, что не последнюю роль в этом решении сыграло то обстоятельство, что оперы Ф. Галеви постепенно сходят со сцены, и вдова композитора видит в Бизе музыканта, способного продлить их жизнь. Во всяком случае, в брачном контракте большая часть приданого Женевьевы связывается с получением авторского гонорара от опер Ф. Галеви и, кроме того, оговаривается обязанность Бизе, срочно завершив неоконченную оперу Галеви «Ной», добиться ее постановки. (Оперу Бизе завершил, но до сцены при его жизни она не дошла.) Впрочем, тогда, подписывая брачный контракт, влюбленный Бизе не слишком вникает во всю эту оперно-финансовую казуистику.

Жорж Бизе - Ипполиту Родригу
Июнь 1869 г.

«Я потрясающе счастлив, Женевьева изумительно хороша. Мы влюблены друг в друга и любим вас за то, что вы сделали возможной нашу совместную жизнь».


Ипполит Родриг - единственный из клана Галеви, симпатизировавший этому браку. Свадьба поставила перед семьями Бизе и Женевьевы проблему веры будущих супругов. Но на предложение перейти в католичество (за это ратовал ревностный католик Гуно) Женевьева ответила: «Я не настолько религиозна, чтобы менять религию». Решено было отказаться от церковного брака. Для Бизе это не имело значения. Появление в его жизни Женевьевы было для него «встречей с чудом». Он видел в жене воплощение идеала, «открытого всему светлому, всем переменам, не верящего ни в бога евреев, ни в бога христиан, но верящего в честь, долг и мораль».
Людовик Галеви. Дневник.

«Сегодня Женевьева стала женою Бизе. Как она счастлива, бедное и дорогое дитя! Сколько катастроф вокруг нее за последние годы! Сколько горя и сколько утрат. Если кто-либо имеет право просить у жизни немного покоя и счастья, то это именно Женевьева. У Бизе есть ум и талант. Он преуспеет».

Позже для Бизе стали очевидны факты, совершенно его обескуражившие. Мать его жены страдает периодически повторяющимися припадками безумия. Ее муж Ф. Галеви не раз покидал жену и вновь возвращался. В первый год супружества он доходил до полного нервного истощения. Душевная нестабильность, тяжёлые депрессии и неврозы свойственны и ее дочери. (Биограф Пруста называл Женевьеву «королевой неврастении».) Детство Женевьевы не было счастливым. Она неоднократно сбегала из дома, жила то у одних, то у других родственников. Возможно, этим и определялись отношения дочери к матери. Дочь любила ее, но только издали. Общение с матерью было для нее мучением. Если Леони Галеви появлялась в доме Бизе, дочь билась в истерике. Бизе, любивший жену и безо всякой враждебности относившийся к теще, оказался между двух огней.

Эти две женщины постоянно претендовали на время и душевное спокойствие композитора. Ко всему этому прибавлялось холодное, подозрительное отношение к любому поступку Бизе со стороны почти всех родственников жены. Жизнь подчас превращалась в ад. И то, что во всех этих ситуациях Бизе удавалось, проявляя терпение и спокойную рассудительность, ни разу не дать вывести себя из равновесия - факт просто поразительный. Не нам осуждать женщину, которую любил Бизе. Но, размышляя о его послесвадебной жизни, трудно оспаривать мрачный вывод биографа Бизе Савинова, «3 июня 1869 года он женился на Женевьеве Галеви. Часы были пущены. Ровно через шесть лет - день в день - его не стало».

В 1870 г., во время франко-прусской войны, когда Франция находилась в критическом положении, Бизе вступает в ряды Национальной гвардии. Спустя несколько лет его патриотические чувства нашли выражение в драматической увертюре «Родина» (1874). 70-е гг. — расцвет творчества композитора. В 1872 г. состоялась премьера оперы «Джамиле » (по поэме А. Мюссе), тонко претворившей; интонации арабской народной музыки. Для посетителей театра Комической оперы (Opera-Comique) было неожиданностью увидеть произведение, рассказывающее о беззаветной любви, преисполненное чистой лирики. Подлинные ценители музыки и серьезные критики увидели в «Джамиле» начало нового этапа, открытие новых путей. В произведениях этих лет чистота и изящество стиля (всегда присущие Бизе) отнюдь не препятствуют правдивому, бескомпромиссному выражению драмы жизни, ее конфликтов и трагических противоречий. Теперь кумирами композитора становятся В. Шекспир, Микеланджело, Л. Бетховен.

1870-е годы - расцвет творческой деятельности композитора, сосредоточившегося на музыке для театра. Опера «Джамиле» (на сюжет поэмы «Намуна» А. де Мюссе, поставлена в 1872 году, Париж) лишена условно-«восточных» черт; воспользовавшись подлинными арабскими мелодиями, Бизе тонко воссоздал национальный колорит (действие оперы происходит в Каире). Вершины творчества Бизе - музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 год, театр «Водевиль», Париж; на её основе Бизе составил сюиту, 1872 год; так называемая 2-я сюита из «Арлезианки» составлена другом Бизе - композитором Э. Гиро, 1885)

1875 - Кармен (Carmen)

Прежде, чем говорить о музыке, послушайте эту великую оперу, которая по иронии судьбы стала последней оперой Ж.Бизе, которому было всего 37 лет.


Bizet- "Carmen". Государственный академический Большой театр СССР. 1982 г. Жорж Бизе - "Кармен". Классическая постановка Большого театра известной оперы Жоржа Бизе. Режиссер-постановщик и балетмейстер: Ростислав Захаров. Дирижер Марк Эрмлер. Главные партии исполняют: Кармен - Елена ОБРАЗЦОВА, Дон Хозе - Владимир АТЛАНТОВ, Эскамильо - Юрий МАЗУРОК, Микаэла - Людмила Сергиенко, Фраскита - Ирина Журина, Мерседес - Татьяна Тугаринова, Моралес - Игорь МОРОЗОВ, Ремендадо - Андрей Соколов, Данкайро - Владислав Пашинский, Цунига - Юрий Королев.

Прототипом Кармен является Могадар, о которой мы говорили - ей было 42 года, а ему 28. Бизе искренне влюбился в нее, а Могадар смеялась над его любовью. Поступила она жестоко с Жоржем в присутствии своих родных, выгнав и обсмеяв молодого человека. Сама Могадар перенесла душевную травму еще в детстве, муж ее матери изнасиловал девочку и постоянно угрожал; уйдя в дом терпимости, она обрела силу и возможность притягивать мужчин...

Она понимала, что стареет, а Бизе молод. Изгнав Бизе из своей жизни, она задела самолюбие Жоржа. Он очень переживал разлуку. Но - c’est la vie, как говорят французы! Судьба сводит великих людей для того, чтобы их окрыляла Муза.

Краткое содержание оперы.

Кармен - красивая, вспыльчивая, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Из-за драки, возникшей среди девушек фабриканток, Кармен арестовывают и приводят в полицейский участок. Там она томится в ожидании ордера, и ее стережет сержант Хозе. Цыганка смогла влюбить его и уговорить отпустить на свободу. Хозе на тот момент имел невесту, хорошую должность и одинокую мать, но встреча с Кармен перевернула всю его жизнь. Он отпускает ее, и лишается работы и уважения, становится простым солдатом.

Кармен продолжает веселиться, посещает пабы и сотрудничает с контрабандистами. Попутно кокетничает с Эскамильо, известным красавцем тореадором. Хозе, в пылу ссору поднявший руку на своего начальника, не имеет другого выбора, кроме как остаться со своей Кармен и ее друзьями, незаконно перевозящими грузы. Он безумно ее любит, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в ее честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что все кончено. Тогда Хозе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому.

Финальная сцена смерти на фоне публичного выступления Эскамильо, который и сам уже охладел к Кармен, является самой запоминающейся сценой всей оперы.

Немногие оперы XIX века могут сравниться с этой: мир музыки был бы неполон без «Кармен» (здесь можете посмотреть Кармен на сцене Париэжской оперы), а Бизе достаточно было бы написать только эту оперу, чтобы стать Бизе. Но не так думали зрители «Опера комик», когда в 1875 году впервые принимали оперу со все большим равнодушием и даже негодованием. Особое неприятие вызвали наиболее бурные сцены и реалистическое исполнение Мари-Селестины Галли-Марье, исполнительницы главной роли, способствовавшей впоследствии утверждению шедевра Бизе на сцене. Во время премьеры в зале присутствовали Гуно, Тома и Массне, похвалившие автора только из вежливости. Либретто, в которое сам композитор несколько раз вносил изменения, принадлежало двум мастерам легкого жанра — Галеви (двоюродному брату жены Бизе) и Мельяку, поначалу развлекавшим публику в сотрудничестве с Оффенбахом, а затем и самостоятельно, создавая комедии, которые очень ценились. Они почерпнули сюжет в новелле Мериме (еще раньше предложенной им Бизе) и должны были потрудиться, чтобы его приняли в «Опера комик», где любовная история с кровавым концом и на довольно простонародном фоне вызвала немалое замешательство. Этот театр, старавшийся, впрочем, всегда быть менее традиционным, посещала благонамеренная буржуазия, которая использовала спектакли для устройства брачных дел своих детей. Пестрота персонажей, в основном двусмысленных, которых ввел в свою новеллу Мериме,— цыгане, воры, контрабандисты, работницы сигарной фабрики, женщины легкого поведения и тореадоры — не способствовала поддержанию добрых нравов. Либреттистам удалось создать живой испанский колорит, они выделили несколько ярких образов, обрамив их изысканными хорами и танцами, и добавили в эту довольно темную компанию персонаж невинный и чистый — юную Микаэлу, которая, хотя так и осталась за порогом действия, позволила создать ряд цельных и трогательных музыкальных страниц.

Музыка воплотила замысел либреттистов с точным чувством меры; эта музыка сочетала чувствительность, пыл и сильный аромат испанского фольклора, отчасти подлинного и отчасти сочиненного, и должна была доставить наслаждение даже враждебному вкусу. Но этого не случилось. Тем не менее, несмотря на провал, «Кармен» выдержала в год премьеры сорок пять представлений. Это был настоящий рекорд, которому безусловно способствовало любопытство, желание увидеть в своем роде «скандальный» спектакль. После тридцать пятого представления прибавилось также потрясение, вызванное смертью еще молодого автора, убитого, как говорили, незаслуженной неудачей. Первые признаки действительного одобрения оперы появились после венской постановки в октябре того же года (разговорные диалоги были заменены в ней речитативами), привлекшей внимание и получившей одобрение таких мастеров, как Брамс и Вагнер. Чайковский видел «Кармен» в Париже не один раз на протяжении 1876 года и написал такие восторженные слова в одном из писем 1880 года к фон Мекк: «...я не знаю в музыке ничего, что бы имело большее право представлять собой элемент, который я называю хорошеньким, le joli... Пикантных гармоний, совершенно новых звуковых комбинаций множество, но все это не исключительная цель. Bizet — художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением. И что за чудный сюжет оперы! Я не могу без слез играть последнюю сцену!» А что некоторые мелодии и гармонии, как и частично инструментальный колорит, оказали впоследствии влияние на него самого — это вне всякого сомнения: Бизе слишком хорошо изобразил страсть, разгорающуюся и бушующую в душе красавицы, как бы испорченной собственной красотой,— красота и порочность героини питают пламя трагедии.

«Кармен» была принята публикой враждебно, её «низменный» сюжет признали безнравственным, музыку - безобразной; спектакль был снят со сцены. Бизе скоропостижно скончался спустя 3 месяца после премьеры. Триумфальный успех оперы на мировой сцене начался после постановки в 1875 году в Вене, для которой Э. Гиро заменил разговорные диалоги речитативами и дополнил 4-й балетными номерами из музыки к «Арлезианке» и из «Пертской красавицы». В 1878 году «Кармен» была впервые поставлена в России (Санкт-Петербург, на итальянском языке), в 1883 году возобновлена в Париже. Почитателем Бизе стал П. И. Чайковский, который находил в «Кармен» «бездну гармонических смелостей». «Кармен» поныне остаётся одной из самых репертуарных опер мировой сцены.

Русская премьера состоялась в 1885 (Мариинский театр, дирижер Направник, в партии Кармен Славина). «Кармен» имеет беспрецедентную популярность вот уже более 100 лет. Её зажигательные мелодии: хабанера «L’amour est oiseau rebelle», куплеты тореадора «Votre toast», проникновенные лирические эпизоды (ария Хозе «с цветком» из 2 д. и др.) на слуху также, как самые популярные народные и эстрадные песни. В 1967 Караян осуществил постановку фильма-оперы «Кармен» с участием Бамбри, Викерса, Френи. Новую версию оперы снял в 1983 Ф. Рози (дир. Маазель, солисты Михенес-Джонсон, Доминго и др.). Среди постановок последних лет отметим спектакли 1996 в Метрополитен-опере (Грейвз в заглавной партии) и в Мариинском театре (дир. Гергиев).

Премьера оперы состоялась 3 марта 1875 года, за три месяца до смерти композитора. Премьера была провалом, от композитора отвернулись друзья, жена Жоржа покинула зал под руку со своим любовником.

Есть предположение, что Бизе умер от разрыва сердца, и есть предположение, что он покончил жизнь самоубийством.

Ах женщины, вам имя - "ВЕРОЛОМСТВО"!

Интересно заметить, что балет Карме́н на сюжет одноимённой новеллы Проспера Мериме, впервые был поставлен в 1845 году под названием «Кармен и тореадор» (фр. «Carmen et son toréro») балетмейстером Мариусом Петипа в «Театро дель сирко» в Мадриде. Но после появления на свет музыки Жоржа Бизе в 1875 году все последующие спектакли ставились именно на музыку Бизе к опере «Кармен» Знаменитый французский балетмейстер Ролан Пети (фр. Roland Petit) 21 февраля 1949 года поставил балет «Кармен» (фр. Carmen), по опере Бизе, на гастролях в Лондоне, в турне под названием «Les Ballets de Paris au Prince’s Theatre». Сам балетмейстер исполнял партию Дона Хосе, а партию Кармен доверил своей жене Зизи Жанмер (Рене, фр. Renée Jeanmaire), Эскамильо исполнял Серж Перрот (фр. Serge Perrault). Позднее роль Хосе в хореографии Ролана Пети исполнил Михаил Барышников.







Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она просила об этом Арама Хачатуряна , но вновь получила отказ. Ей посоветовали обратиться к её мужу, Родиону Щедрину, также композитору.

— Делайте на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен » и сюиты « ьшого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая). Мне в 1970 году удалось посмотреть этот спектакль на сцене Большого. Я был под впечатлением. Пресса писала в то время:

"Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

Новый Хозе очень молод. Но сам по себе возраст не является категорией художественной. И не допускает скидок на малоопытность. Годунов сыграл возраст в тонких психологических проявлениях. Его Хозе насторожен и недоверчив. От людей ждет беды. От жизни:— подвохов. Раним и самолюбив. Первый выход, первая поза — стоп-кадр, героически выдержанный лицом к лицу с залом. Живой портрет светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме) Хозе. Крупные строгие черты. Взгляд волчонка — исподлобья. Выражение отчужденности. За маской угадываешь истинную человеческую суть — ранимость души, брошенной в Мир и миру враждебной. Портрет созерцаешь с интересом.

И вот он ожил и «заговорил». Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Недаром к дебюту его готовил талантливый танцовщик Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет. Отсюда — тщательно проработанные, заботливо отшлифованные детали, из которых слагается сценическая жизнь образа."
ВОТ ТАКИМ У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ Жоржем БИЗЕ.
Надеюсь, что Вам понравилось.
До новых встреч!

Имя гениально одаренного французского композитора второй половины XIX века Жоржа Бизе (1838-1875) прославило его последнее сочинение - опера «Кармен». Бизе умер спустя 3 месяца после ее провальной премьеры, не дожив до 37 лет и так и не узнав, что он создал один из самых любимых шедевров мирового оперного репертуара.

Почти вся жизнь Бизе прошла в Париже. Вундеркинд, выросший в музыкальной семье, он уже в 10-летнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями в консерватории были лучшие французские музыканты и педагоги: А. Мармонтель (фортепиано), П. Циммерман и Ш. Гуно (теоретические предметы), Ф. Галеви (композиция) . По-видимому, именно в общении с Фроманталем Галеви и Шарлем Гуно , известными мастерами французской оперы, возник стойкий интерес Бизе к музыкальному театру. В дальнейшем в первую очередь с театром будут связаны его главные творческие достижения. Сам он говорил по этому поводу: «...Мне нужен театр: без него я ничто».

Индивидуальность творческого почерка Бизе ярко проявилась уже всочинениях, написанных в консерваторские годы (1848-1857). Среди них - юношеская симфония С-dur, созданная всего за 17 дней, оперетта «Доктор Миракль», отмеченная первой премией конкурса на лучшую оперетту . Бизе неоднократно премировали и на других консерваторских конкурсах. Самая престижная из них, Большая Римская (по окончании консерватории), дала ему возможностьпровести три года в Италии, в Риме. В Италии были созданы комическая опера «Дон Прокопио», сюжетно перекликающаяся с «Севильским цирюльником» Россини, и симфоническая ода с хорами «Васко да Гама».

Жорж Бизе рано обратил на себя внимание как яркийпианист-виртуоз. СамЛистбыл поражен той легкостью, с которой он играл с листа незнакомую музыку, в том числе сложнейшие партитуры. Тем не менее, Бизе отказался от артистической карьеры, чтобы целиком посвятить себя композиторскому творчеству. Однако на этом пути его ожидали трудности и разочарования. В условиях Второй империи (1852-70) музыкальная жизнь Франции переживала кризис. Париж наводнила легкая, развлекательная музыка, в оперном же театре господствовали пышные спектакли в духе Дж. Мейербера.

Хроническое безденежье заставляло композиторазаниматься неблагодарной, рутинной работой, чтобы содержать семью. Он корректировал и делал переложения чужих оперных партитур, писал вставные номера и развлекательную музыку, давал частные уроки, нередко работая по 16 часов в сутки. В одном из писем он признается: «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончилромансыдляновогоиздателя.Боюсь,что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - кчерту!».

В таких тяжелых условиях были созданы новые произведения Бизе:оперы «Искатели жемчуга», «Пертскаякрасавица»(по одноимённому роману В. Скотта),«Джамиле»(на сюжет поэмыА.Мюссе), симфония «Рим», фортепианные пьесы (среди них «Детские игры» для фортепиано в 4 руки , «Хроматические концертные вариации»), песни.

Одно из лучших сочинений Жоржа Бизе - музыка к драме А. Доде «Арлезианка» , сюжетные положения которой имеют много общего с «Кармен». В обоих случаях разыгрывается драма любви и ревности с трагической развязкой.

Сын фермера Фредери страстно влюблен в девушку из Арля - красавицу Арлезианку. Молодые люди обручены, но их свадьба невозможна: родственники юноши уверены, что она изменяет ему. Фредери уговаривают жениться на другой девушке, которая давно его любит. Фредери соглашается, но в день свадьбы кончает самоубийством, выбросившись из окна.

Постановка пьесы Доде (1872) была неудачной, и композитор составил из лучших музыкальных номеров оркестровую сюиту. Сюда вошли Прелюдия, Менуэт, Adagietto и Перезвон. Вторая сюита, уже после смерти Бизе, была составлена его другом, Э. Гиро. В ней тоже четыре номера: Пастораль, Интермеццо, Менуэт (заимствован из оперы Бизе «Пертская красавица») и Фарандолла. Обе оркестровые сюиты прочно утвердились на концертной эстраде.

БИЗЕ, ЖОРЖ (Bizet, Georges) (1838–1875), французский композитор. Александр Сезар Леопольд Бизе (при крещении получил имя Жорж) родился в Париже 25 октября 1838 в музыкальной семье: его отец и дядя по материнской линии преподавали пение. В девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано у А.Ф.Мармонтеля и по классу композиции у П.Циммермана, Ж.Ф.Ф.Галеви и Ш.Гуно; был удостоен многих наград. В 1857 ему присудили престижную Римскую премию; к тому времени он завершил симфонию до мажор, а одноактная оперетта Бизе Доктор Миракль (Le Docteur Miracle) была отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж.Оффенбахом.

Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В комической опере Дон Прокопио (Don Procopio), написанной в тот период, он во многом подражает Доницетти; однако из композиторов-современников наибольшее влияние на него долгое время оказывал Гуно, а из предшественников – Моцарт и Россини. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 – через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж.

По обыкновению, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, если либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу незаконченной (один из его биографов насчитал около 20 таких бесплодных попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1863); несмотря на очевидное влияние Гуно и Дж.Мейербера, обаяние лиризма и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества. Следующая законченная опера – Пертская красавица (La jolie fille de Perth) – была написана в 1866 и поставлена в конце 1867. Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях.

Разностороннее дарование Бизе позволяло ему приступить к созданию большой оперы, однако первыми сочинениями, в которых обнаружились его творческие возможности (не считая ранней симфонии), стали пьесы для фортепианного дуэта Детские игры (Jeux d"enfants, 1871), одноактная опера Джамиле (Djamileh, 1872) и музыка к драме А.Доде Арлезианка (L"Arlsienne, 1872). Женитьба Бизе в 1869 на Женевьеве Галеви, дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие чувства; в испытаниях, выпавших на его долю во время франко-прусской войны (Бизе служил в национальной гвардии) и в дни Парижской коммуны, его личность обрела подлинную глубину.

В цикле Детские игры Бизе проявил себя как мастер остроумной и лирической миниатюры; в Джамиле он продолжал совершенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтических характеров, очевидный уже в Искателях жемчуга. Музыка к Арлезианке свидетельствует о дальнейшем творческом росте композитора: в нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах» он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде.

Превосходное либретто, выбранное Бизе для следующей оперы, впервые соответствовало уникальности его таланта: это была инсценировка новеллы Проспера Мериме Кармен (Carmen), сделанная А.Мельяком и Л.Галеви. Бизе начал работу в 1872, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий успех в Венской опере (октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения. Умер Бизе 3 июня 1875 умер.