Жанры вокальной музыки: список с описанием. Вокальные жанры Камерное вокальное произведение для голоса с аккомпанементом

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.
Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.
Жанры вокальной музыки: (основные)

  • Песня

  • Романс

  • Кантата

  • Оратория

  • Опера.

ПЕСНЯ-это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.
РОМАНС-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.
КАНТАТА – от итальянского слова (cantare) – петь. Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

ОРАТОРИЯ – от латинского слова (oratoria) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.

В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.
ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд. Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.

Ария – (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.

Ариетта – маленькая ария.

Ариозо – как и ариясольный музыкальный номер в опере.

Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив

(герои разговаривают по оперному – нараспев), хор.

Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе. Либретто – от итальянского слова (libretto) – книжечка. Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.

Симфоническая музыка – существует почти три столетия. Музыкальные произведения, в которых композиторы в той или иной форме разъясняют слушателям их содержание.
Жанры симфонической музыки:


  • Симфония

  • Сюита

  • Увертюра

  • Симфонические фантазии

  • Симфонические поэмы

  • Симфонические картины

  • Концерт.

СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia) – созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. – классическая.

Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть – медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

Четвертая часть – финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.
СЮИТА – от французского слова (suite) – последовательность. Сюита - музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное, или вокально-хоровое) которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части-прелюдии, ария, каприччио, рондо. Позднее появились сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам.
УВЕРТЮРА – от французского слова (ouverture) – открытие, начало. Увертюра – в опере исполняется при закрытом занавесе и в общих чертах рассказывает слушателям, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьезными, бурными или достаточно спокойными. Увертюра встречается не только вопере. С увертюры начинается оперетта, нередко драматический спектакль,кинофильм.
СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ - разновидность симфонической музыки. Симфоническая фантазия отличается большей свободой построения, часто – присутствием в программе фантастических элементов.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА – программное музыкальное произведение, которое своим содержанием тесно связано с поэзией.
СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА – жанр, распространенный в русской музыке. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену.
КОНЦЕРТ – от латинского слова (concertare) состязаться. Концерт – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Инструментальные концерты обычно состоят из трех частей.

Первая часть – быстрая, с бурными событиями.

Вторая часть – медленная, с глубокими переживаниями.

Третья часть – снова быстрая, праздничная.

Встречаются также концерты из большего количества частей, бывают они и одночастными. Встречаются концерты и для голоса с оркестром.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – от латинского слова (camera) – комната. Камерная музыка – музыкальные произведения, предназначенные для небольшого количества слушателей и исполнителей. К камерной музыке относятся:


  • сольные инструментальные пьесы,

  • дуэты,

  • трио,

  • квартеты,

  • песни,

  • романсы.

Сольные инструментальные пьесы – музыкальные произведения для одного инструмента
Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей. Могут быть как вокальные, так и инструментальные. К камерной музыке относятся инструментальные дуэты.
Трио – музыкальные произведения для трех исполнителей. Наиболее часто композиторы пишут трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Встречаются трио и для другого состава инструментов: кларнета, фагота и фортепиано.
Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Наиболее распространены струнные квартеты (две скрипки, альт и виолончель). Квартеты для другого состава инструментов встречаются гораздо реже

(скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

Квартет №2 А.Бородина – произведение программное, то есть в его основе лежит программа:

1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа.

2-я часть – скерцо (шутка).

3-я часть – ноктюрн (произведение, музыка которого создает образы ночи).

4-я часть – финал.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ


  • ПОЛИФОНИЯ

  • ГОМОФОНИЯ

  • РОНДО

  • БАЛЛАДА

  • СЕРЕНАДА

  • СИМФОНИЯ

  • СКЕРЦО

  • СОНАТА

  • СЮИТА

  • НОКТЮРН

  • РАПСОДИЯ

  • РЕКВИЕМ

  • КАПРЧЧИО

  • ПРЕЛЮДИЯ

  • ЭЛЕГИЯ

  • ЭТЮД

  • ФУГА

  • ХОРАЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ:
ПОЛИФОНИЯ – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. Полифония (от греческого слова poli – много, pfone – голос, звук)
ГОМОФОНИЯ – вид многоголосия, в котором один голос главный (мелодия), а все остальные голоса зависимы от него (аккомпанемент). Гомофония (от греческого слова homos – ровный, phone – голос).

РОНДО – Музыкальная форма, где главная тема чередуется с эпизодами. Эпизоды контрастны друг другу (различны по содержанию). Главная тема повторяется не менее трех раз. Рондо – (от французского слова roundeau – круг). В форме рондо написано много инструментальных пьес.
БАЛЛАДА – это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. В современной музыке баллада трактуется как повествовательно-драматический и героический жанр. Баллада – (от итальянского слова ballare – плясать).
СЕРЕНАДА – музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной) Серенада – (от итальянского выражения al sereno, что означает на открытом воздухе).
СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia ) – созвучие, красивое сочетание звуков , тембров, голосов. Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Симфония, которая имеет четыре части классическая.

Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

Четвертая часть финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.
СКЕРЦО – музыкальные произведения, которые обладают стремительным темпом, задорной мелодией. С конца XVIII в. Скерцо – составной элемент симфонии или сонаты. Произведения, написанные в этом жанре, довольно велики по объему. Одни из них веселы и жизнерадостны, а другие наполнены драматизмом. Скерцо – (от итальянского слова scherzo - шутка)
СОНАТА – это музыкальное произведение, в несколько частей, похожее на симфонию Различие в том, что симфония для симфонического оркестра, а соната – произведение для одного или двух инструментов. Соната – (в переводе с итальянского – звучание).
СЮИТА – музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое), которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей. Сюита (от французского слова suitе – последовательность).
НОКТЮРН – появился в XVIII в. так называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. В XIXв. Сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами

ночи, ночной тишины. Ноктюрн раскрывает картину спокойной ночной природы.

Ноктюрн – (от французского слова nocturne – ночной).

РАПСОДИЯ – музыкальное произведение свободной формы, как бы воссоздающее исполнение рапсода. Для этого жанра характерны использование народно-песенных тем, эпический характер. Одним из первых превратил рапсодию в самостоятельный жанр венгерский пианист и композитор Ференц Лист. Название жанра происходит от слова «рапсод». Так называли народных певцов в Древней Греции.
КАПРИЧЧИО – это название происходит от слова «каприс», что значит каприз, прихоть. Этот жанр встречался еще в музыке XVII-XVIIIвв. Тогда это была инструментальная пьеса, в которой оказывались неожиданные музыкальные сюрпризы. Мировую известность завоевали «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и «Итальянское каприччио» Чайковского. Оба произведения построены на темах подлинных испанских и итальянских мелодий.
РЕКВИЕМ – большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших. Первоначально – поминальная католическая месса. Затем – произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев. Реквием – (от латинского слова reguiem – покой)
ПРЕЛЮДИЯ – это небольшое по объему произведение с единым настроением. Оно раскрывает единый эмоциональный и выразительный образ – от светлой созерцательной лирики до высокого трагического пафоса.
ЭЛЕГИЯ – по-гречески означает «жалобная песня». Инструментальная элегия – небольшое произведение, написанное непременно в сдержанном темпе, с задумчивой и печальной, а иногда и скорбной мелодией.
ЭТЮД - музыкальное произведение, которое развивает технику музыканта. Каждый из этюдов рассчитан на освоение какого-то технического приема игры. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюд – (от французского слова etude – изучение).
ФУГА – многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, строгим законам. В основе лежит одна музыкальная тема – яркая, хорошо запоминающаяся. Тема звучит последовательно в разных голосах. Фуга – (от латинского слова fuga – бег)
ХОРАЛ – хоровое церковное песнопение. В католической церкви хоралы были многоголосными, как правило, четырехголосными. Мелодии хорала отличаются возвышенным характером. Хорал – (от греческого слова choros – хор)

ТАНЦЫ. НАЗВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ.


  • БОЛЕРО

  • ВАЛЬС

  • ГАВОТ

  • ГАЛОП

  • ГОПАК

  • КАДРИЛЬ

  • КОЛО

  • КРАКОВЯК

  • ЛЕЗГИНКА

  • МАЗУРКА

  • МЕНУЭТ

  • МОЛДАВЕНЯСКА

  • ПОЛОНЕЗ

  • ПОЛЬКА

  • ТАРАНТЕЛЛА

  • ТРЕПАК

  • ХОТА

  • ХОРОВОД

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ:
БОЛЕРО – испанский танец (от испанского voler – летать). Танец умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза. Сопровождается он гитарой и кастаньетами, но часто и пением.

ВАЛЬС – В начале XIX в танец исполняли в Австрии, Чехии, Германии. Танец, который исполняли крестьяне, на праздничных вечеринках весело кружась парами (отсюда происхождение названия танца - немецкое walzen – прокатывать). Постепенно движение танца становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался ВАЛЬС. На рубеже XVIII и XIX веков вальс быстро распространился по многим странам.


Предсталяем вашему вниманию новый бренд Music Monster, который появился от желания слушать музыку громко и более красочно. Этот брэнд призвал под свои знамёна лучших граффитчиков мира, чтобы построить брэнд основанный на идеях виниловых игрушек и граффити. Результатом данного творческого симбиоза является бренд Music Monsters, который завоевал наши сердца и в то же время немного пугающий своими видом.

Music Monsters предлагает вам очень серьёзный саунд, несмотря на свой крошечный размер, а так же целый ряд продукции для распространения идеи Music Monsters.

Вы можете слушать различные стили музыки и наслаждаться свободой где бы Вы не были. Новый принцип воспроизведения принесёт Вам новый стиль жизни и биты улиц.

Мы не стоим на месте и разрабатывем всё новые и новые товары чтобы преобразить Вашу действительность.

Калонка подключается к любому воспроизводящему музыку устройству через стандартный 3.5 мм мини Jack

Все калонки Music Monsters выполнены из безопасного ABS пластика

Акрилнитрилбутадиенстирол (АБС, ABS) Среди жестких пластмасс обладает наиболее предпочтительным комплексом свойств.

АБС-пластик является одним из наиболее широко применяемых конструкционных термопластов. Материал используется в таких отраслях промышленности, как автомобилестроение, электротехника и электроника, аудио/видео техника, малая и крупная бытовая техника, медицина…

Прекрасная сбалансированность механических свойств: высокая жесткость (модуль упругости = 2000 МПа - 2700 МПа) и стойкость к ударным нагрузкам (ударная вязкость по Изоду стандартных марок на уровне 20-25 кг-см/см), в том числе при низких температурах. Хорошие электроизоляционные свойства: пробивная прочность 31 - 47 кВ/мм.

В комплекте к портативной калонке:

Инструкция по эксплуатации

Кабель для зарядки и подключения к музыкальному устройству

Цепочка для крепления калонки как брелка.

Калонка может воспроизводить музыку и подзаряжаться от USB одновременно. После полной зарядки аккумулятора, калонка может работать до четырёх часов.

Технические характеристики:

Динамик выход 3 Ватт

Чувствительность 85±3 дб

Сопротивление 40±15%

Искажения (distortion) 0,5%

Аккумулятор выход 3,6 Вольт

Аккумулятор вход 4,2±0,05 Вольт

Размер 7*5*4 см

Вес включая упаковку 140 грамм

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.

Жанры вокальной музыки: (основные)

ü Песня

ü Романс

ü Кантата

ü Оратория

ü Опера.

ПЕСНЯ-это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.

РОМАНС-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

КАНТАТА – от итальянского слова (cantare) – петь. Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

ОРАТОРИЯ – от латинского слова (oratoria) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.

В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.

ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд.Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.

Ария – (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.

Ариетта – маленькая ария.

Ариозо – как и ариясольный музыкальный номер в опере.

Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив

(герои разговаривают по оперному – нараспев), хор.

Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе.Либретто – от итальянского слова (libretto) – книжечка. Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.

Как нам всем известно вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения, и голос в этой музыке занимает главную или равноправную роль с остальными инструментами. К вокальной музыке относятся произведения, как написанные для одного или множества голосов, так и любые музыкальные произведения для пения с инструментальным сопровождением. Во всех произведениях, исключая вокализ, голос тесно связан с поэтическим текстом, и такие произведения рассматриваются как музыкально-поэтические произведения. В прошлом практически все музыкальные произведения были связаны с бытом, существовали различные трудовые песни, игровые, колыбельные, обрядовые, плясовые, хороводные.

К одним из старейших вокальных жанров относится песня . Различают народную и авторскую песню. Но, как часто бывает в искусстве эти два элемента постоянно взаимодействуют, авторы берут в свои произведения попевки или мелодические ходы из народных песен, чтобы придать им специфическое звучание. Истоки этого жанра уходят в глубокую древность, в античность, где музыка и поэзия были неотделимы друг от друга. В основном песня – это многократное повторение одного и того же напева, которому придаёт разные оттенки меняющийся от куплета к куплету текст. Песни исполняются как с аккомпанементом, так и без него. Но надо сказать, что любой даже самый простой аккомпанемент придаёт песне выразительность.

Вместе с песней большую популярность вокальным жанрам принёс романс. Это камерное музыкальное произведение для голоса в сопровождении инструмента. Интенсивное развитие получили в XVIII-XIX веке. В отличие от песни мелодия в романсе более детализирована, связана со стихом, отражая не только общий характер, но и отдельные поэтические образы. Очень важное значение имеет музыкальное сопровождение, которое является в романсе равноправным участником. Романс подразделяется на отдельные жанры: баллады, элегии, баркаролы и т.д. Романсы занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Они бывают любовного, шуточного, сатирического, трагедийного содержания.

Существуют произведения для нескольких голосов, такие произведения называются вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты и т.д.) или хоры (произведения для большого певческого коллектива). Сочинения для хора делятся на две группы — произведения с инструментальным или оркестровым сопровождением и без него a capella.

Одним из самых масштабных вокальных жанров является опера . Она соединяет в себе театральное действие, Вокальную музыку, инструментальную музыку, изобразительное искусство, хореографию. В опере можно встретить все формы вокальной музыки: здесь и арии, ариозо, монологи, песни, речитативы, дуэты, трио, квартеты, хоры.

В отличие от оперы оратория, являясь также крупным произведением для певцов хора и симфонического оркестра, исполняется без декораций, театральных костюмов и декораций. Обычно пишется на драматический или библейский сюжет. Оратория занимает промежуточное место между оперой и кантатой и включает в себя сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры. Действие в оратории так же как и в опере развивается на драматической основе, но здесь больше идёт рассказ действии, нежели показ как в опере. Первоначально оратории писались на библейские или евангельские тексты и предназначались для исполнения в храме в дни церковных праздников, но позднее оратория приобрела светский характер и перешла из храма на сцену.

Также, к развёрнутым произведением для певцов-солистов, иногда хора с оркестром, является кантата . Они бывают лирическими, повествовательными, торжественными, сочинёнными в честь какого-либо события или даты. Это обычно произведение небольшого размера с однородным содержанием, состоящие из вступления (симфония, прелюдия, увертюра и т.д.), арий, речитативов и хоров. Кантата похожа на ораторию, но отличается меньшим размером и масштабом действия, отсутствием драматической разработки сюжета и камерным характером.

Мы рассмотрели наиболее крупные жанры вокальной музыки, которые включают в себя ещё большое множество подтипов и разновидностей, таких как серенада, частушки, баркаролла, гандольера, ария, ариетта, ариозо, эпиталама, псалом, спиричуэл, шансон и т.д.

). Встречаются так же произведения, в которых человеческий голос использован в качестве оркестровой краски («Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского), в ней участвует голос в сопровождении с мелодией.

Жанры вокальной музыки:

  • Оперный,
  • Ораториальный,
  • Камерный,
  • Оперетта,
  • Джаз.

Кантата - произведение торжественного или лироэпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема). Опера (c латинского - труд, изделие) вид синтетического искусства. Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах.

Опера соединяет в едином театральном действии: вокальную (соло) ансамбль (хор), инструментальную музыку (симфонический оркестр), драматургию, изобразительное искусство (декорации, костюм) хореографию (балет). В опере воплощаются все формы вокальной музыки: (ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, дуэт, трио, квартет, большие финалы с хором).

Опера свое время подразделяется на жанры

  • Историко-героическая;
  • Историко-романтическая;
  • Героико-поэтическая;
  • Народно-сказочная;
  • Лирическая;
  • Драматическая;
  • Комедийная;
  • Сатирическая.

Оратория (c лат. говорю, молю.) - крупное музыкальное произведение для певцов (солистов) хора и симфонического оркестра. Писались обычно на драматический и библейский сюжеты. Камерный жанр- (лат. Камера, комната.) Очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и барокко. В это время пишутся: мадригалы, кантаты, мессы. Пение требует виртуозности и шикарности. Пишутся произведения для солистов, небольшого хора и малого состава оркестра. Барочный стиль (причудливый)- свойственна пышность, эффекты, стремление к совмещению реальности с иллюзией. В пении рядом с кантиленой изощренные каденции. Мадригал -(лат.песня на родном языке). (куплеты, припевы) - коротенькое стихотворение, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое. В 16 в становится вокальной поэмой (обычно 4 - 5 человек) В 17 в лирические стихотворения обращенные женщине. Кантата -произведение торжественного или лирико-эпического характера Отличается от оратории меньшим составом оркестра, менее развитым сюжетом. Содержание светское и духовно- церковное. Романсы - занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романс-исп. (романсо, петь по-романски.) Стал интенсивно развиваться в 18 −19в появляются элегии, баллады, драматические монологи. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания. Лучшими образцами классического романса являются композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский. Оперетта (с итал. - Маленькая опера) Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии: музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр в небольшом количестве балет. Оперетта как самостоятельный жанр сложилась во Франции в середине 19 в. Создателями были драматург Ф. Эрвэ, и композитор Ж. Оффенбах. Известность оперетте принесли композиторы: Штраус, Легар, Кальман, Дунаевский, Лангербелли.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вокальная музыка" в других словарях:

    Музыка, в которой главная часть состоит в пении, и игра на инструментах составляет лишь дополнение к ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА пение с аккомпанементом на к. н.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом … Большой Энциклопедический словарь

    Вы включаете радио и слышите эстрадную песню. Повернули ручку настройки; теперь звучит какое то хоровое произведение, а на соседней волне, кажется, транслируют оперу... Все это вокальная музыка (от латинского vocalis звучащий, поющий), то есть… … Музыкальный словарь

    Произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом. * * * ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, произведения для одного,… … Энциклопедический словарь

    Музыка, предназначенная для пения. К В. м. относят произведения для одного, нескольких или многих голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры а капелла) и любые сочинения для пения с инструментальным сопровождением. Во всех… … Большая советская энциклопедия

    Музыка, предназначенная для пения. К В. м. относятся как произведения для одного, нескольких или мн. голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры a cappella), так и любые муз. сочинения для пения с инстр. сопровождением разл.… … Музыкальная энциклопедия

    Вокальная музыка - (от итал. voce голос) музыка, предназначенная для пения (соло, ансамблем или хором) с аккомпанементом или без сопровождения. Самая обширная и популярная область муз. иск ва, включающая в себя нар. песенное творчество, культовую музыку и разветвл … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - – собственно говоря музыка, исполняемая одними человеческими голосами (voces), без инструментального сопровождения; тем не менее этим же именем обозначается в наше время и музыка для пения с сопровождением инструментов. Человеч. голос… … Музыкальный словарь Римана

    Древнейший из всех родов музыки. Всякая музыка, исполняемая человеческими голосами, без инструментального сопровождения или с сопровождением, играющим второстепенную роль, называется вокальною. К вокальной музыке относятся: вокализы, сольфеджио,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Человеческий голос - музыкальный инструмент, который есть с рождения у каждого из нас. Этот трепетный механизм, нуждающийся в особом уходе и постоянной настройке, способен защекотать все нервные окончания в организме и довести их до предела.

Прежде чем узнавать, какие музыкальные жанры вокальной музыки существуют, следует разобраться в том, а что же такое вокал вообще.

Главное

Вокальная музыка не имеет даты возникновения, она является старейшим из видов искусства. Вокал возник с появлением человека и тихо дремал в ожидании своего часа.

Голос не нуждается в поддержке извне, он способен творить композиции сам. Но, несмотря на то, что голосовой аппарат есть у всех, создать из него "инструмент" под силу не каждому. Вокалист должен обладать определенными данными, чтобы получилось взять голос под свой контроль:

  • музыкальный слух;
  • чувство ритма.

К списку следовало бы добавить голосовые данные, однако все рождаются с разными вокальными возможностями, и практика подтверждает, что певец – не тот, кто от природы получил все, а тот, кто из ничего смог развить потрясающий дар, покоряющий людские сердца.

И это, действительно, так. Люди запоминают простые мелодии, слушают те песни, которые исполняют, прежде всего, с душой. Обычные технические голосовые упражнения не затронут человеческое нутро, и их не станут запевать через столетия.

Жанры вокальной музыки

За все время существования людей были исполнены миллионы и миллионы композиций. Будь то простая попевка или ария из оперы. Вокальная музыка переливается своей многогранностью, и разделить ее можно на два направления:

  • камерную;
  • концертную.

Камерный жанр


Камерный вокальный жанр (с латинского camera - "комната") – музыка, исполняемая маленьким составом исполнителей, предназначенная для небольшой аудитории:

  • песня;
  • романс;
  • баллада;
  • баркарола;
  • серенада;
  • элегия и другие миниатюрные сочинения.

Рассмотрим жанры вокальной музыки более подробно.

Песня

Песня – наиболее простая и самая распространенная форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.

Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству), в его создание каждый мог внести индивидуальную лепту. Песня лилась из уст в уста, словно ручей, и слагалась на свой лад. До нашего времени дошло достаточное количество народных шедевров, которые являются бессмертными хитами. Одна из самых популярных русских народных песен - это всем известная "Калинка".


Название «авторская песня» говорит само за себя. Для ее создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Отличительная особенность: автор текста, музыки и исполнитель – это один человек. Приоритет отдан тексту, а не музыкальному гитарному сопровождению.

Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному. Если ранее под ней подразумевалась простота и миниатюрность, то сейчас она является одним из главных номеров крупномасштабных сцен.

Романс


Романс – жанр камерной вокальной музыки. В Средневековье термин означал стихотворение на "романском" языке (испанском), которое сочиняли для наложения на музыку. Он представлял собой простую композицию. В романсе, помимо текста, большую роль играет аккомпанемент. Чаще всего вокал сопровождают переливы струн гитары или же поддержка фортепиано. Неоценимый вклад в развитии русского романса, как жанра вокально-инструментального искусства внесли композиторы Гурилев А. Л., Алябьев А. А., Варалмов А. Е.

В XIX веке в эпоху романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки, потому как именно он был способен во всех деталях передать внутренние переживания человека, что так характерно было для того художественного направления.

Баллада

Баллада – музыкальный жанр, подразумевающий под собой повествование, рассказ в поэтическом виде. Первоначально была одноголосной песней с элементами танца. Как лирический жанр, она стала популярной с XVIII века. Достойные образцы:

  • «Лесной Царь» или «Король эльфов» И. В. Гете в сопровождении музыки, написанной Ф. Шубертом (1815 г.), или версия Карле Леве
  • Р. Шуман (романсы и баллады, опус 49);
  • Ф. Лист;
  • Ф. Брамс;
  • Ф. Мендельсон (для хора "Первая Вальпургиева ночь").

Не остались в стороне и наши соотечественники:

  • М. П. Мусоргский ("Забытый");
  • А. Г. Рубинштейн ("Баллада");
  • П. И. Чайковский ("Корольки");
  • А. П. Бородин ("Море");
  • А. Н. Верстовский;
  • А. Е. Варламов - титан вокального жанра.

Баркарола

Изначально была "песней на воде", ее исполняли гондольеры в Венеции. Ее отличает меланхолический характер, минорное настроение и будто покачивающиеся волны ритмический рисунок.

Вы можете прослушать балладу Шуберта в исполнении Олега Погудина.

С XVIII века баллада переросла в профессиональный жанр. Позднее даже стала применяться в итальянских и французских оперных номерах. Некоторые композиторы:

  • Ф. П. Шуберт ("Любовное счастье рыбака");
  • М. И. Глинка ("Уснули голубые");
  • Ф. Брамс (из опуса 44 для женского хора).

Серенада

Любой на вопрос о том, что такое серенада, ответит, что это просто песня под окном. Изначально серенадой признавали песню, которую мужчины исполняли для возлюбленной, как правило, под ее окном и в вечернее либо ночное время. Распространение жанр получил в Средневековье и времена ренессанса. Истоками серенады считают песню трубадуров. Позже под ней стали понимать любую музыкальную композицию, исполненную в чью-то честь. Постепенно серенада стала частью оперы, например, "Дон Жуан" Моцарта, и камерного жанра. Ярчайшее произведение – «Вечерняя серенада» Шуберта.

Из русских композиторов серенады писали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский.

Элегия

Элегия в переводе с греческого языка – это "траурное пение". Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.

Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).

Один из ярких примеров – " Не искушай меня бед нужды" Глинки. Элегия исполнена Олегом Погудиным - известным в нынешнее время камерным певцом.

Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?

Концертный жанр

К данному жанру относится музыка, предназначенная, как правило, для одного или нескольких солирующих музыкальных инструментов с оркестром. Зародилась в Италии в XVI-XVII веках, как полифоническое вокальное произведение для церковных хоров. К данному жанру относят:

  • вокализ;
  • кантату;
  • оперу;
  • ораторию;
  • рапсодию;
  • арию;
  • гимн.

Вокализ

Вокализ – пение на одном или нескольких гласных звуках. Чаще всего исполняется в качестве отработки вокальной техники.

Р. М. Глиэр сумел из технического упражнения создать полноценное произведение, написав концерт для голоса с оркестром. На видео его исполняет оперная певица Анна Нетребко.

Помимо него, вокализ в концертном исполнении писали:

  • С. В. Рахманинов;
  • Ж. М. Равель (в форме хабанеры);
  • Н. К. Метнер - "Соната-вокализ" и "Сюита-вокализ".

Кантата

Кантата – крупномасштабное произведение, в исполнении которого принимает участие не только солист, но и хор с оркестром. Изначально (в первой половине XVII века) ее ставили в противовес сонате – инструментальному жанру. Подразделяется на два вида: духовные (церковные) кантаты и светские.

Первые русские кантаты появились в XVIII веке благодаря П. А. Скокову. В дальнейшем его дело продолжили Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и др. Одна из знаменитейших кантат - "Александр Невский" С. С. Прокофьева.

Опера

Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.

Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).

В 1597 году был написана первая опера "Дафна" итальянским композитором Якопо Пери.

В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается "отцом русской оперы". Прорывным являлось сочинение "Руслан и Людмила".

В XIX веке своими сочинениями прославились А. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), М. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), Н. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка»).


Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.

Оратория

Оратория – достаточно крупное сочинение, предназначенное для вокалиста, хора и симфонического оркестра. Она занимает промежуточное место между двумя описанными выше жанрами.

В России к оратории обращались не так часто. Одно из немногих произведений - "Минин и Пожарский" С. Дягтерева.

Рапсодия

Рапсодия является необычным жанром, относящимся к вокальной музыке, т. к. ее пишут в свободном стиле. Может состоять из разнохарактерных частей. Жанр возродился в XIX веке под влиянием романтизма, которому был присущ интерес к фольклору. Изначально ее писали для фортепиано и она напоминала фантазию на тему народной музыки. Например, известные девятнадцать Рапсодий венгерского композитора Ф. Листа). Позже она приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным произведениям для фортепиано с оркестром (С. Рахманинов, С. Ляпунов, Д. Гершавин) и кантатам.

Ария

Ария – вокальная песня, входящая в состав крупных жанров (опера, кантата, оратория). Самой известнейшей можно считать арию Кармен (Habanera). Ее узнает практически каждый с первых звуков.

Арию следует разделить на 2 подвида:

  • ариетта - меньшая по объему и простейшая по структуре;
  • ариозо - сочинение, находящееся между арией и речитативом, больше напоминает на разговорный напев.

Гимн

Гимн – торжественная композиция, рассчитанная на массовое восприятие. Большое значение играет в общественной и государственной жизни. Мелодия простая и запоминающаяся на слух. История гимнов берет свое начало в древней Месопотамии и Египте.

Гимном Российской империи являлся "Боже, царя храни".

Жанры инструментальной музыки

Камерные инструментальные жанры:

  • вариации;
  • сонаты;
  • сюиты;
  • прелюдии;
  • музыкальный момент;
  • ноктюрн.

Крупная форма:

  • симфония;
  • концерт;
  • увертюра;