Биография. Эдуард II Плантагенет — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Смотреть что такое "эдуард ii плантагенет, король англии" в других словарях

21 сентября 1327 года в замке Беркли был жестоко убит английский король Эдуард II. Несчастный кричал так громко, что его вопли привели в ужас жителей окрестных деревень.

Эдуард II едва не разрушил королевство, которое его отец — Эдуард I — создавал кровью и потом своих подданных. Унаследовав трон в 23 года, юный король фактически сразу отошел от дел, доверив государство своим фаворитам. Первому из них — Пирсу Гавестону — хватило нескольких лет, чтобы настроить против себя и короля едва ли не всю английскую знать.

Молодой король не был любим ни сторонниками своего отца, ни народом, ни даже собственной женой. Он потерял Шотландию, ставшую независимым королевством, принял несколько законов, возбудивших недовольство низших слоев (например, при Эдуарде четыре раза запрещался футбол, точнее та игра, которую считают предшественницей футбола). Семилетнее правление Эдуарда II постоянно сопровождалось баронскими бунтами.

Последнее восстание против Эдуарда возглавила его жена Изабелла Французская, прозванная Французской Волчицей. Поначалу Изабелла была верной союзницей своего мужа. Она помогала ему решать проблемы с мятежной знатью, выступая посредницей в переговорах. Но в конце концов ее терпению пришел конец. Это произошло после того, как король возвысил своего очередного фаворита, Хью Деспенсера-младшего. Деспенсер хотел ограничить влияние королевы на Эдуарда. Он не раз урезал содержание Изабеллы, способствовал ее удалению от двора и убеждал короля в неверности супруги. Из-за интриг Деспенсера Французская Волчица едва не угодила в плен к шотландцам, а последней каплей стала ссора Эдуарда с братом Изабеллы, Карлом IV Французским. Изабелла открыто поддержала брата и бежала к нему во Францию, прихватив с собой своего любовника — одного из лидеров оппозиции Роджера Мортимера. Это тот редкий случай, когда королева открыто изменяла королю и даже не пыталась держать свою измену в тайне.

Через несколько лет, в 1326-м, Изабелла и Мортимер триумфально вернулись в Англию.

Их армия прошла путь от побережья до Лондона, не встретив никакого сопротивления. Эдуарда И предали все союзники, а люди королевы арестовали его и заключили в замок Беркли.

Король отрекся от престола в пользу своего сына (будущего Эдуарда III), но фактически власть в стране перешла к Изабелле и Мортимеру. Хьюго Деспенсер был подвергнут самой страшной из средневековых казней — потрошению, четвертованию и повешению (так тогда казнили исключительно за государственную измену). Эдуард II ненамного пережил своего последнего фаворита. Король был убит по приказу Мортимера: убийцы выжгли ему внутренности каленым железом.

Убийство короля было совершено тайно, официально считалось, что Эдуард все еще томится в замке Беркли. Немногочисленные сторонники свергнутого монарха даже делали попытки освободить его. Пятнадцатилетний сын Эдуарда также пытался найти отца.

В конце концов через несколько месяцев после убийства Изабелла объявила, что король погиб в результате несчастного случая.

20 декабря 1327 года в Глостере тело короля было со всеми почестями предано земле. Но к тому времени уже распространился слух, что король спасся и скрывается в Европе. Говорили, что Эдуард бежал из замка Беркли с помощью верного рыцаря по имени Уильям Окл и что этот самый Окл помог бывшему королю найти укрытие где-то в Альпах.

Масла в огонь подлило письмо, полученное Эдуардом III в середине 30-х годов от генуэзского священника Мануэло де Фиески. К тому времени Эдуард III уже был полновластным владыкой , Роджер Мортимер окончил свои дни на плахе, а королева Изабелла находилась в заточении. Фиески писал королю, что его отец бежал из замка Беркли, долго скрывался в , затем на корабле перебрался сначала во Францию, а потом в Италию.

Он якобы был принят лично папой римским Иоанном XXII, а из папского дворца направился в Ломбардию, где принял постриг и удалился в монастырь. По словам Фиески, он получил эти сведения лично от спасшегося Эдуарда.

Историки, изучавшие текст письма, отмечают, что его автор сообщает такие подробности, какие могли быть известны только лично свергнутому королю.

История о чудесном спасении Эдуарда популярна по сей день. Она давно уже просочилась со страниц исторических трудов в сюжеты литературных произведений. Например, в романе «Бесконечный мир» британского писателя Кена Фоллета избежавший казни Эдуард II предстает перед читателем в образе однорукого монаха Кингсбриджского монастыря Томаса Лэнгли.

7 081

Король Англии Генрих VIII запомнился в мировой истории прежде всего своим невероятным распутством. Хотя мог бы запомниться как сильный политик и...

Эдуард II родился 25 апреля 1284 года в замке Кэрнервон в Уэльсе. Являясь единственным наследником Эдуарда I ("Молота шотландцев") и Элеоноры Кастильской, Эдуард сильно расстраивал своего воинственного отца тем, что питал отвращение ко всяким военным забавам. Когда Эдуард I пригласил Пьера Гавестона для обучения сына военному искусству, между Гавестоном и Эдуардом возникла любовь, и король, хотя и симпатизировавший Гавестону, был вынужден изгнать его из своего окружения. 8 июля 1307 года Эдуард II взошел на трон, и первым делом он вернул Гавестона из ссылки и даровал ему графство Корнуэлл. Он также посадил в тюрьму премьер-министра правительства своего отца и начал кардинально менять политику государства, в частности, начал сворачивать затянувшуюся войну с Шотландией. В 1308 году Эдуард женился на Изабелле Французской, дочери Филиппа IV, и у них родилось четверо детей.

Эдуарда мало интересовали государственные дела, и он почти полностью передал управление страной Гавестону, который, хотя и старался, все равно сумел нажить себе врагов среди могущественных баронов, проявлявших неповиновение еще в годы правления Эдуарда I. Через год они объединились и вынудили его признать совет "лордов-распорядителей", который ликвидировал полномочия Гавестона и резко ограничивал королевскую власть Эдуарда. Гавестон недолго пробыл в ссылке и вскоре вернулся ко двору Эдуарда, после чего разгневанные бароны выследили и убили любовника короля. Этот жестокий акт внес раскол в правительство "лордов-распорядителей", но ненадолго: в 1314 году в битве при Бэллонберне Эдуард потерпел сокрушительное поражение от шотландского короля Роберта I Брюса, и бароны вновь объединились против него. В Англии в самом разгаре была гражданская война, которая частично была спровоцирована ненавистью баронов к новому фавориту Эдуарда - Хью ле Деспенсеру младшему. Однако раздоры среди баронов дали Эдуарду возможность контратаковать, и был пленен и казнен лидер оппозиции - двоюродный брат короля Томас, граф Ланкастерский.

Хью ле Деспенсер возвратился к королю, и Эдуард установил в стране террор, отменив "Указы", устраивая массовые казни своих противников, отбирая имущество у их семей. 24 сентября 1326 года отвергнутая жена Эдуарда Изабелла начала военную кампанию против своего мужа. В Харвиче высадились войска под командованием ее любовника Роберта Мортимера - давнего недруга короля из баронской оппозиции. Ее армия, не встречая сопротивления, вошла в Лондон. Эдуарда предали союзники. Хью ле Деспенсер был взят в плен и, согласно свидетельству средневекового историка Жана Фроссе, Изабелла (прозванная "французской волчицей") приказала отрезать и на ее глазах сжечь его половой орган, прежде чем он был обезглавлен.

Как видите, этот исторический материал очень неплох для драматургии, и не случайно Кристофер Мэрлоу использовал его.

Эдуард бежал в замок Деспенсеров, где и был захвачен в плен. Под угрозой отстранения от королевской власти всей его династии он отрекся от престола в пользу своего наследника Эдуарда III. Заточенный в замок Беркли, Эдуард предпринял неудачную попытку побега, и 21 сентября 1327 года его убили, воткнув ему в задний проход раскаленный докрасна железный прут. Эта ужасающая расправа была не просто казнью, а еще и символизировала наказание Эдуарда за его гомосексуализм. После убийства тело Эдуарда было продемонстрировано с целью показать то, что на нем, дескать, нет никаких ран и, следовательно, узник умер сам. Однако причину смерти Эдуарда можно было скрыть разве что от полных дураков - ведь его вопли были слышны по всему замку.

Историк Джон Босуэлл пишет: "Хотя мы не можем оценить того, как в целом относились подданные к тому, что их король - гей, вне всякого сомнения, его эротические пристрастия были в то время широко известны, и именно они были причиной его низложения. Наиболее сдержанный из его биографов в "Жизни Эдуарда II" отмечал, что любовь Эдуарда к Гавестону, подобно любви Давида к Ионафану, была "возвышеннее любви к женщинам". Другой хронист лаконично упоминал, что "Эдуард неумеренно предавался содомскому греху и, похоже, в течение всей жизни его преследовали неудачи". Ральф Хигден однозначно увязал сексуальные наклонности Эдуарда с его политическими проблемами. "Он был пылко влюблен в одного из своих друзей, которого он возвеличивал, одаривал, продвигал и вознаграждал с необыкновенной щедростью. Это стало причиной позора Эдуарда, ненависти к его любовнику, общественного скандала и ущерба королевству в целом". Чтобы как-то умерить эту жесткую оценку, Босуэлл допускает, что "беспрецедентная щедрость, которую якобы Эдуард проявлял по отношению к Гавестону, была явно преувеличена историками, как средневековыми, так и современными, с целью усилить отвращение к природе их связи".

Ученый и гей А.Л.Роуз, автор книги "Гомосексуалы в истории", делает попытку как-то реабилитировать этого совсем уж очерненного короля: "Он не любил сражений и даже просто рыцарских турниров: из-за этого его невзлюбили всякого рода воинственные глупцы, особенно бароны. Его вкусы были непритязательными и отнюдь не аристократическими. Высокий, стройный, дружелюбный, он любил прогулки, спортивные развлечения, скачки и охоту, игру в кости. Он, что необычно для монарха, неплохо владел некоторыми ремеслами, например кузнечным делом; он любил проводить время в веселых и раскованных компаниях подвыпивших мастеровых, конюхов, матросов... Если не считать лишь нескольких особо приближенных ему лиц, Эдуард избегал общества высшего света, что было для многих обидным. Его главной и величайшей ошибкой было то, что он не принимал участия в политических интригах и вообще считал политику невыносимо скучным делом. Это и сказалось фатальным образом на его правлении, которым он пренебрегал или занимался лишь урывками".

В истории Англии были и другие монархи-геи, среди них Вильям II, Ричард Львиное Сердце, Джеймс 1, Вильям III и, возможно, Георг III. Эдуарда II я выбрал потому, что его образ всегда имел непреходящую значимость для гей-сознания: от Кристофера Мэрлоу в XVI веке до Дерека Джармена в наши дни. Частично это можно объяснить загадочными обстоятельствами смерти Эдуарда, но дело не только в этом: его верность Пьеру Гавестону дает нам исторический пример самоотверженной любви, на которую может быть способен гей.

Лучшие дня

О геях и т.д.
Виктор Заславский 26.07.2006 09:48:21

Интересно, где доказательства того, что Ричард Львиное Сердце был геем? Понимаю, что гомосексуалисты стремятся все подобрать под себя и выбить себе больше привилегий, чем нормальные, но НЕ ТРОГАЙТЕ ИСТОРИЮ!
Эдуард Второй - развратник, слабый политик и воин, ненавидимый народом, женой и приближенными. А чего еще можно ожидать от сынка такого тирана, как Эдуард 1? Судя по первоисточникам, именно папик его ввел в моду придвоное подхалимство и фальсификацию истории! Неудивительно, что сынок вырос таким. Но Ричард - пардон, что бы там ни говорили современные историки, не мог гей быть героем христианской эпохи. Что у него не было детей - так это с кем не бывает? Ведь он в битвах все время коротал, да брак по политическим соображениям мало кого "раскачает". Тем более, такого принципиального гордеца, как Ричард.


Эдуард II
Юлия 29.01.2010 08:53:31

Эдуарду Второму очень крупно не повезло в жизни - он родился королем, точнее наследником престола крупной европейской державы. В отличие от своего отца(Эдуарда Первого) и тестя(короля Франции Филиппа Красивого)он не был предназначен природой на ту роль, что уготовила судьба этому человеку. Эдуард не обладал ни природным умом, ни сильным волевым характером. Был обделен качествами лидера, политика, правителя. Им руководили его слабости, страсти, увлечения.Впрочем история знает огромное количество таких монархов.


Ричард Львиное Сердце
Евгений 19.06.2015 04:36:03

Ричард Львиное Сердце, великий боец, король-рыцарь, первый меч и первое копье Англии, и король Франции Филипп-Август были так близки, что «ели с одного блюда и спали в одной постели». Ситуация осложнялась тем, что у Ричарда была невеста Алиса, приходившаяся Филиппу-Августу сестрой. Алиса воспитывалась при дворе отца Ричарда короля Генриха II, и отец, видя, что Алиса сыну не очень-то нужна, сошелся с девушкой сам.

Таким образом, когда Ричард Львиное Сердце при поддержке Филиппа-Августа восстал против Генриха II, он восстал вместе с любовником против отца, который совратил его невесту, бывшую сестрой этого любовника.

Композитор Саймон Фишер-Тернер Монтаж Джордж Эйкерс Оператор Иэн Уилсон Сценаристы Дерек Джармен , Стефен МакБрайд , Кен Батлер , еще Художники Кристофер Хоббс , Рики Эйрс , Сэнди Пауэлл

  • Режиссер Дерек Джармен еще до создания этого фильма продвигал тему однополых связей и позиционировал себя как гомосексуалист.
  • Совокупление мужчин, оргии, их имитации, а также кастрация гетеросексуального офицера - за этими сценами, по задумке режиссера, наблюдает принц, девятилетний мальчик.
  • В реальности с будущим любовником короля познакомил отец, который затем безрезультатно пытался исправить последствия их отношений.
  • Воткнутая через анальный проход кочерга, по мнению британских историков, была выбрана как вид казни короля не из-за его сексуальной ориентации, а для того, чтобы скрыть факт умерщвления.
  • Английский король является представителем династии Плантагенетов, которая имеет французское происхождение.
  • Форма военных, которые стоят в карауле у гроба замученного епископа, соответствует стандарту Второй мировой войны.
  • Сторонники короля представляют собой активистов ЛГБТ-движения, а также панков.
  • Энни Леннокс, гей-икона Великобритании, исполняет песню в фильме.

Больше фактов (+5)

Ошибки

  • Малолетний принц в серьгах пляшет под музыку Чайковского из балета «Щелкунчик», но этот символ вне реального контекста: история о гомосексуальности русского композитора сфабрикована эмигранткой Александрой Шнеерсон в конце двадцатого века.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

После совокупления Пирса Гавестона с любовником Спенсером идет обсуждение мести епископу Винчестера за то, что тот их обличал. Тем временем на заднем фоне матросы продолжают сношение.

План реализован: группа лиц с битами добивает голого епископа, который, судя по действиям обидчиков, был изнасилован перед смертью.

Гавестон остается неприкосновенным, потому что является любовником короля Эдуарда Второго. Но им недовольны церковь, знать и жена правителя.

Пока обе стороны конфликта не решаются пойти на прямое столкновение. Королева становится любовницей военачальника Мортимера, который предпочитает садо-мазохистские виды совокупления.

Служащий внутренних войск, по разрешению начальства, удушает фаворита короля.

Эдуард и Спенсер захватывают этого офицера и привязывают к говяжьей туше, затем король кастрирует жертву. За этим наблюдает его сын.

Королева увозит принца к Мортимеру, в результате столкновений сторонников короля и силовиков ее муж свергнут. Находясь в кочегарке в заточении, он предчувствует казнь кочергой в анальное отверстие.

В последних кадрах измазанные в муке королева и Мортимер сидят в клетке, на которой пляшет принц, одетый в женские туфли и с красной помадой на губах. Заключительные стихи драматурга Кристофера Марло исполняются на фоне неподвижных ЛГБТ-активистов.

Король Эдвард II, Национальная Портретная Галерея, Лондон

В возрасте сорока трех лет в 1326 году на юго – западе Англии, в замке Беркли, что находится в графстве Глоучестершир, скончался король Англии, первый принц Уэльский, Эдуард второй. Но не просто скончался, а умер в страшнейших муках, какие только можно представить.

От своего отца Эдуард второй перенял все, силу, крепкое тело, крепкий дух, но не перенял, любовь к войне. Он не любил войну и политику, наверное, поэтому в первые годы своего правления потерял Шотландию, которую его отец, Эдуард первый завоевывал долгие годы. Зато, он всем сердцем любил устраивать пиршества, которые всегда заканчивались оргиями, и чаще с мужчинами, нежели женщинами. Да! Ориентация короля оставляла желать лучшего. Все началось еще в детские годы. Ему в свиту, приставили десять мальчишек из знатного рода, которые проводили с ним время, учились, дружили. С одним из них, с сыном Гасконского барона, он очень сблизился. Звали его Пьер. И с тех пор он всегда был рядом с королем, порой и вовсе принимая за него решения в плане правления государством. Но, такой поворот событий вскоре не устроил лордов и они путем претензий вынудили Эдуарда избавиться от своего любовника. Эдуард, отправил его на север страны заведовать хозяйством, но через два года, Пьер вернулся, и любовная связь возобновилась с новой силой. Тогда лорды то и избавились от него в конец.
Эдуард горевал не долго и завел нового любовника. Им стал Гуго Диспенсер, отпрыск довольно таки старинного Норманнского рода. Именно эта связь, позволила Норманнскому роду, совершить невозможное - подняться выше всех родов Англии. Что само собой невозможно по причине того, что этот род в данной стране был недавно приезжим. А глава рода Хью третий, фактически стал управлять страной.

Это не устраивало не только лордов. Стоит отметить, что к этому времени, Эдуард второй был все-таки женат на дочери французского короля Филлипа четвертого, Изабелле, и имел от нее не много не мало, четырех детей. За все эти годы она, конечно же, натерпелась с Эдуардом. Любви, конечно же, не было в их союзе. Большую часть совместной жизни они не виделись. Когда Изабелла попыталась прекратить эту ситуацию в отношении Норманнского рода, трех ее детей, Эдуард отнял трех детей и отдал их в дом Диспенсеров. Изабелла была вынуждена уехать во Францию. Там она нашла поддержку в лице ее фаворита, графа Роджера Мортимера, которой в то время точил зуб на семейство Диспенсеров. В 1326 году, собрав войско, они отправились в Англию, и свергли с престола Эдуарда, а весь род Диспенсеров вырезали. Страну возглавил четырнадцатилетний Эдуард третий, к которому была назначена регентша в виде матери.

Убивать Эдуарда второго, было опасно из политических соображений. Это могло вызвать, восстание народа и конфликты со стороны других государств, поэтому его отправили в тюрьму в надежде, что там он и умрет своей смертью. Но, не тут то было. Эдуард привык к тюремным камерам, избиению стражников и продолжал жить, всем на зло. Вскоре его стали переводить из одной тюрьмы в другую с условиями хуже, но это не помогало. Вот тогда то его и отправили в замок Беркли. Сюда обычно отправляли политических заключенных, тех, кого нужно было сжить со свету за 2-3 дня, но Эдуард прожил пол года. Всем это казалось просто невероятным. В камере, где он сидел, в полу, была яма мешкообразной формы. Туда каждый день скидывали трупы людей, животных и помои, поэтому заходя в камеру с улицы многие просто падали в обморок. Помимо всего прочего, каждый день его мучили до изнеможения. После полу года такой жизни Тело Эдуарда было все в шрамах. Он не мог уже нормально разговаривать, а простуда и больные внутренности доставляли много мучения. В один прекрасный день, Изабелла все же решилась убить его. Это сделали стражники. Перед смертью его накормили в лучших королевских традициях и поместили в чистую, светлую, теплую камеру. Затем связали. Правда, получилось это, только через несколько часов, потому как втроем сделать это не удавалась. Затем раскалили на огне железный прут и пронзили в задний проход. Крик Эдуарда, был слышен в городах и поселках, что находились не далеко от замка. Утром, люди отправились в замок, что бы узнать, что же там случилось. Им сказали, что король умер, и показали тело, на котором не было следов насилия.
Увозя на повозке тело короля в город Глостер, крестьяне каждую милю сажали дубовое деревцо. Говорят они стоят там и по сей день.

Голубой король

Фильм связал воедино судьбы трёх великих английских геев - короля Эдварда II (1284-1327), драматурга Кристофера Марло (1564-1593), пьесу которого «Беспокойное царствование и прискорбная смерть Эдварда II» (1592) экранизировал режиссёр Дерек Джармен (1942-1994). Кроме гомосексуальности, три этих имени объединяет бросающаяся в глаза непродолжительность жизней, каждая из которых была прервана далеко не по собственному желанию...

Бескомпромиссное исследование гомосексуальных желаний Эдварда II, предпринятое Марло, имело непреходящее значение для утверждения гей-сознания. Новаторская по форме и языку пьеса живописует трагедию монарха, не желавшего и неспособного вести государственные дела, что усугублялось ещё и опасными эротическими пристрастиями, уравниваемыми с содомским грехом. Это рано или поздно должно было привести его к полному политическому краху.

Сохраняя перипетии дворцовых интриг, подогреваемых женской уязвлённостью Изабеллы, супруги Эдварда, Джармен сосредотачивает главное внимание на драме о самоотверженности гей-любви. В итоге люди отвергнутой Эдвардом Изабеллы нападают на 43-летнего короля и подвергают пытке: вводят ему в задний проход раскалённый докрасна железный прут. Правда, в картине эта жуткая процедура явлена как сон Эдварда накануне убийства. Садистская казнь должна была ознаменовать не столько необходимость устранения уже и без того отрекшегося от престола монарха, сколько наказание за его гомосексуализм.

Марло, оказавший заметное влияние на развитие мировой драматургии, в том числе и на молодого Шекспира, был убит и того раньше - в 29 лет. Во время сомнительной пьяной драки в таверне ему вонзили нож в голову по основание рукоятки. На таком впечатляющем фоне смерть самого Джармена после почти восьмилетней борьбы со СПИДом выглядит едва ли не благостной. Фильм являет собой пример уникального сопряжения поэтического текста и смелой модернистской трактовки: почти провокационной отваги в использовании музыки, шумов, интерьеров, предметов, костюмов и причесок героев, детали которых принадлежат самым различным эпохам.

При бросающемся в глаза аскетизме формы, граничащей с бедностью (благодаря чему Джармен всякий раз без особых проблем находил средства на реализацию довольно амбициозных замыслов), режиссёр добивается редкостной идентификации слова и изображения. В его пространство вполне органично вписываются: поющая Энни Ленокс, шум работающего за кадром телевизора со сводками текущих новостей или униформа современного морского пехотинца на Роберте Монтимере, фаворите Изабеллы.

«Эдвард II» стал одним из вершинных достижений Джармена как постановщика. Его обращение к тексту, выдержавшему испытание временем, позволило не только признаться в очередной раз в солидарности с «жертвами собственной кармы» и подчеркнуть тем самым актуальность их дискриминации, но ещё и дало возможность высказаться о вещах более глобальных, как то - любовь, власть, жертвенность, жизнь и смерть...

Малов-кино

Вечная поэтика жизни и смерти

Рецензировать картины Дерека Джармена для меня всегда крайне трудно, мне настолько много хочется выразить и это настолько невыразимо... так, что все, что я могу выдать это «восхитительно», «прекрасно» и все в этом роде. Промямлить, как снова и опять хорош этот режиссер, как он самобытен, тонок, чувствителен и силен одновременно... Да, он снимает всегда о себе, да, он снимает всегда только так, как ему хочется, как он ощущает, да, он совсем не ищет славы и каждый раз готов страдать за то, как трудно жить в социуме «нетрадиционным» человеком.

Дерек Джармен, что бы он ни снимал и как бы он ни снимал, всегда проецирует свое личное мнение, отношение, чувство в свое творение так, что оно обретает какой-то неуловимый уникальный шарм. Невозможно объяснить, что притягивает к экрану... Эти яркие краски, этот минимализм, выстроенный по принципу «показать только то, что нужно и ничего лишнего» или эта смелость, эта дышащая жизнью новизна, которую он внес в кино?

К 1991 году Дерек Джармен уже давно был инфицирован СПИДом, примерно через год он снимет свое последнее Слово «Блю» и умрет... Сколько он понял за время своего творчества и время своего умирания... И что же мы слышим в конце?

«Я знаю лишь одно: что смерть конец всему, и умереть способны мы всего однажды. Так приди же, смерть, закрой мои глаза своими добрыми руками или, коль останусь жить, пусть я забуду о тебе...»

И тут что-то щелкает, переворачивается, и весь смысл фильма становится с ног на голову. Неужели это ты, умирающий Художник, сказал голосом главного героя это? Ты, творец, который работал до самого последнего дня, пока тело твое еще тебе повиновалось, и мысли могли рисовать. Неужели Эдуард II здесь это ты, проклятый обществом за свою любовь и наказанный жизнью за нее же. Весь этот фильм ТЫ говорил со мной, ты не показывал мне историю короля, ты показал мне такую историю, в которой жил кто-то, жил ты, и, возможно, будет жить кто-то другой. Неважно какое время, это случилось века назад (пьеса, по которой был снят фильм отсылает зрителя в 16 век) или пару лет назад (однако, герои фильма одеты по моде 20 века). Неважно, что за место выбрано, комнаты, палаты, улицы - они все Безлики, есть только герои пьесы с их страстями и жизнями. Так, перемешав все ты оставил только человека, вне времени, но все с теми же бедами и проблемами. Женщины все так же жаждут мести. Мужчины все так же хотят играть во взрослые игры. А кто-то, кто между, кто не хочет ни того ни другого, точно так же не находит покоя. И вот уже ребенок, выросший на почве микровойн людских, восходит на Трон...

И, да, Тильда Суинтон только у Джармена так по-женски тонка и прекрасна!