Речевая карта логопеда по фгос. Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

Приложение

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)


  1. Фамилия, имя, возраст

  2. Школа класс 1

  3. Домашний адрес

  4. 18.09

  5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года,

  6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: непра-вильно произносит несколько звуков. Со слов матери (ва-рианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: 2) мать не отме-чает неправильно произносимых звуков.

  7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.

  8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.

  9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова - с 1 года (1,5 лет): фразовая речь - с 1,5-2 лет.

  10. (строение, подвиж-ность): Строение и подвижность артикуляционного аппа-рата без патологии.

  11. ^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ных связных высказываний): Моя мама Надежда Иванов-на. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зо-вут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в ого роде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сест-рой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям.. Там растут розы. Потом мы с мамой в город ездили (смеши-вает и заменяет звуки; р-л, ж-з, с-т).
а) Словарный запас (количественная и качественная харак-теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб-лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы (см. запись беседы).

Б) Грамматический строй:
наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах воз-растной нормы.

В) ^


  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р - горл., р-л, с-т, з-т (жа-ножа - жаноза, шаша-шаса, лалек-ралек) ;

  2. различение оппозиционных звуков: ра-ла-ла (лаЗ) та-да-та + ка-ка-га + са-са-ша (шаЗ) ла-ра-ла (лаЗ) да-да-та + га - га - ка + ша - ша-са (шаЗ) са-са-за (са-ся-ся) па-па-б а + за-жа-за (за-за-жа) за-за-са (зя-ся-ся) ба-па-ба + жа-жа-за (жаЗ);

  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космо-навт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мо-тоцикле; апельсиновый морс.
С Правильно произносит слова с различным звукослоговым составом.)

Г) темп и внятность речи:

12. ^ Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова:

Вата - какой 1-й зв.? - в; 2-й?* - а; 3-й? - т;

4-й? - а.

Сушки - назови 1-й зв. - с, 3-й зв. - с.

Плащ - назови 2 - й зв.? - а, последний - ?

Книга - сколько слогов? - 2; назови 1-й слог - кни;

2-й - ? - га.

Сколько звуков в 1-ом слоге? - 2; назови их - к, н.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:


  1. воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И...), слоги (ПА, НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...);

  2. воспроизводит только отдельные печатные буквы.
14. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения


  1. называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);

  2. называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т И, Г, Л, Р, но не читает;

  3. читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;
б) ошибки при чтении:

в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопе-дом текст.

^ 15. Проявление заикания:

А) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловлива-ющие его проявление (ответы у доски и т.д.):

Б) сформированность языковых средств:

В) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):

Г) адаптация к условиям общения:


  1. ^ Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, кри-тичен к своему дефекта.

  2. Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).

Логопедический пункт

при общеобразовательной школе №

^ РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)


  1. Фамилия, имя, возраст: Петров Ваня, 7 лет

  2. Школа № 1 класс 1

  3. Дом. адрес

  4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09

  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.

  6. Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов ма-тери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.

  7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.

  1. Состояние слуха проверяется при необходимости.

  2. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы - к 4-5 годам. Речь непо-нятна окружающим.

  1. ^ Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж-ность): Строение - N. Подвижность - с трудом удержи-вает заданную позу и испытывает трудности в переклю-чении с одной артикуляционной позиции на другую.

  2. ^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ность связных высказываний): В беседе о семье ответы ре-бенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зой-кой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос - кем работает?), «Не знаю» (про папу).
^ Словарный запас (количественная и качественная харак-теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб-лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.

Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, отно-сящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый - слабый, лежит - не лежит, воро-на - ворота и т.д.

Грамматический строй: типы употребляемых предложений,

Наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись

Беседы и связного высказывания):

^ Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.

На деревьев появились первые листочки.

Мн. ч., Им. п. - деревы, глазы, крыли...

Мн. ч., Род. п. - тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яб-

лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.

^ Произношение и различение звуков:


  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р - увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек - ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж - 3;

  2. различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N ), та-да-да (N ), га-ка-ка (N ), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);

  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
Темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.

^ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза

Звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? - «2». 1-й звук? - «П». 2-й звук? - «А». 3-й звук? - «А». Назови последний звук. - «А». Назови 1-й звук. - «Т». Назови 3-й звук. - «А».


  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные рабо-ты прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизво-дит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.

  2. Чтение:
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

  1. знает отдельные буквы: А, П, М, Т;

  2. знает все буквы, но не читает;

  3. читает слоги и односложные слова;

  4. читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает глас-ные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру сло-ва; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях)
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их... (по) воздуху.

в) понимание прочитанного. Варианты:


  1. с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказыва-ет только с помощью вопросов;

  2. основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;

  3. испытывает некоторые затруднения.
^ 15. Проявление заикания: не заикается.

А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуа-ции, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);

Б) сформированность языковых средств;

В) особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);

Г) адаптация к условиям общения.

Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пони-женная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень само-контроля и самостоятельности.

Заключение логопеда. ^ Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II - III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к мо-менту выпуска учащихся из логопедического пункта).

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________

2. Школа__________________________________ класс___________________________________

3. Национальность__________________________________________________________________

4. Домашний адрес__________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________

6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________

7. Заключение психоневролога________________________________________________________

8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________

__________________________________________________________________________________

9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________

__________________________________________________________________________________

11.Общая характеристика речи_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

а) словарный запас__________________________________________________________________

Б) грамматический строй____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) состояние звукопроизношения______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) фонематическое восприятие________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) слоговая структура слова__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) темп и внятность речи_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Чтение:

а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Прявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Заключение учителя-логопеда______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________

2. Школа – ____________________ класс ___

3. Домашний адрес

4. Дата зачисления на логопедический пункт 15.09.2014 г.

5. Успеваемость по родному языку начало учебного года

6. Заключение психоневролога на учёте не состоит/_____________________________________

    Данные о ходе развития речи. Анамнез

А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________

Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________

8. Состояние слуха, зрения - соответствуют норме/не соответствуют норме ______________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):

А)Строение:

Б) Подвижность:

    сохранность функции;

10. Словарный запас:

11. Грамматический строй:

    Состояние звукопроизношения

    фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Слоговая структура слова

14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

15. Письмо. Наличие и характер специфических ошибок .____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Чтение:

а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Прявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений

Внимание:

Мышление:

Память:

19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

Фамилия, имя _________________________________________________

Возраст _______________________________________________________

Дата обследования _____________________________________________

Анамнез

    Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________

    Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________

    Беременность по счету ____________________________________________________________

    Как протекала ___________________________________________________________________

    Роды ___________________________________________________________________________

    Когда закричал __________________________________________________________________

    Физическое развитие:

    Стал держать головку ____________________________________________________________

    Сидеть _________________________________________________________________________

    Вставать _______________________________________________________________________

    Ходить _________________________________________________________________________

    Раннее речевое развитие:

    Гуление ________________________________________________________________________

    Лепет __________________________________________________________________________

    Первые слова ___________________________________________________________________

    Фраза __________________________________________________________________________

    Не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________

    Перенесенные заболевания:

    до 1 года

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________

    Внимание:

    внимание устойчивое (неустойчивое)

    взгляд фиксирует (не фиксирует);

    переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

    общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

    слабая концентрация внимания;

    общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

    Мышление:

    познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

    сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

    преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

    Память:

    запоминание произвольное /непроизвольное;

    быстрое запоминание /медленное, с трудом;

    снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

    непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

    Произвольная мимическая моторика:

    отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;

    лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

    состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);

    сглаженность носогубных складок;

    оральные синкинезии; асимметрия лица;

    гиперкинезы лица;

    сохранность функции.

    Артикуляционная моторика:

    сохранность функции;

    состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

    подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

    неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

    состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

    наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

    подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

    движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

    тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

16. Общая произвольная моторика:

    объем движений (полный /неполный);

    точность выполнения (неточные /точные);

    самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);

    координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);

    темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);

    активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);

    качество движений (моторная напряженность, скованность);

    переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).

    особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.

    Ручная моторика:

    объем движений (полный, неполный),

    координация (нормальная, некоординированность),

    наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,

    темп (медленный, быстрый, нормальный),

    переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),

    активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),

    персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,

    ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).

    Анатомическое строение органов артикуляции:

      • Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

  • Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

    Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д. ,

    Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

    Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

    Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

    Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

    Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. ,

    Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

    Звукопроизношение:

    Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

    Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

    Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

    Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

    Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

    Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

    Фонематические процессы:

    Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.

    Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

    Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

    Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

    Состояние слоговой структуры слова

      • Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

  • Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

    Словарный запас:

    объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

    резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

    неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

    несформированность семантических полей;

    трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

    трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

    Грамматический строй речи:

    морфологические и синтаксические аграмматизмы;

    владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

    ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

    нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

    своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

    Импрессивная речь:

    умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;

    легко входит в контакт /контакт затруднен;

    участвует в общении по инициативе других;

    активность в общении /активен; малоактивен.

логопедическое заключение

фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Примерные формулировки логопедических характеристик

Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4.

Слуховая - из 6 слов запоминает 4.

Ассоциативная - из 6 картинок - 5.

Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

Прямой и обратный счет - + (в пределах10)

Счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)

Классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)

Причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

Строение - нормальное (незначительная прогнатия).

Артикуляционная моторика - движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

Воспроизводит:

13. Звуковой анализ:

у тка, о вощ, а ист)-+

п , кот , ток )-+

д ом, р от, п от)-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

Клубника -+ коман дировка - «комадировка»

Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»

Лекарство -+ вело си педист - «велесепедист»

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

2. Возраст 5 лет 9 месяцев

3. Домашний адрес у. Пирогова, д. 19, кв. 70_

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.).

Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3

Слуховая - из 6 слов запоминает 4

Ассоциативная - из 6 картинок -4

Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

Прямой и обратный счет - (в пределах10)

Счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)

Классификация, обобщение +

Причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).

10. Состояние артикуляционного аппарата.

Строение - нормальное.

Артикуляционная моторика - движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

11. Особенности звукопроизношения.

Свистящие С, С", З", Ц - межзубные

Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.

12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)

Слогового ряда (па - та - ка - ха)

Ряда слов (порт- торт - корт - хор)

Различает на слух сходные звуки в:

Парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)

Парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)

Парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).

Воспроизводит:

Звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)

Ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).

13. Звуковой анализ:

Выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-

Выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )+

Выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

Клубника -+ команд ировка - «комарировка»

Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»

Лекарство -+ вело си пе дист - «велесоподист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;

Многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет слабо.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может - рука (ручка).

17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .

Логопедическое обследование включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

6. Зрение.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

11. Заключение.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Заключение специалистов

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Фонетический слух

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

Фонематическое восприятие

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Обобщение

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Слова-антонимы

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Слова-синонимы

Весёлый- Большой- Красивый-

Грамматический строй

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов

Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___

Пересказ

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

Особенности мышления

1. Составить целое изчастей___

2. Исключение___

3. Пространственно-временные понятия :

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

4. Цвет :

5. Форма :

6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___