Булгаков М.А. Основные даты жизни и творчества

Михаил Афанасьевич Булгаков – русский прозаик, драматург – родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве. Сын А.И. Булгакова, русского богослова, церковного историка.

После окончания медицинского факультета Киевского университета в 1916 году добровольно работал в прифронтовых госпиталях, затем в земской больнице г. Сычёвск Смоленской губернии, в 1917-1918 гг. – в городской больнице Вязьмы. Позднейший прозаический цикл «Записки юного врача» (1925-1926 ), а также повесть «Морфий» (1927 ) отразили реальные жизненные обстоятельства того времени, вплоть до драматической борьбы с возникшей во время тяжелой болезни привычкой к морфию, завершившейся через несколько лет победой над недугом. В начале 1918 вернулся в Киев, где, по признанию самого Булгакова, «последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». Осенью 1919 мобилизован в Добровольческую армию генерала А.И. Деникина, вместе с отступившей армией попал на Кавказ (Владикавказ, Грозный, Беслан). В кавказских газетах состоялся литературный дебют Булгакова. Первая известная публикация – статья «Грядущие перспективы» (газета «Грозный», 13 (26).11.1919 ), одна из немногих открытых политических деклараций Булгакова, которая осуждала безумие «мартовских» «октябрьских» событий, призывала осознать национальную и личную вину за происходящее и неизбежность общенародной расплаты даже в случае победы Белого движения. Тематическая связь с этой статьей ощутима в произведениях 1920-х гг., созданных на биографической основе: рассказах «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона» (оба 1922 ), «Богема» (1925 ); повести «Записки на манжетах» (1922-1923 ) и др.

В 1920-1921 Булгаков, отказавшись от занятий медициной, служил заведующим литературным и театральным отделами Владикавказского ревкома. Печатал театральные рецензии, после открытия русского драматического театра во Владикавказе выступал перед началом спектаклей со «вступительным словом», попытался организовать Народную драматическую студию сценического искусства. Тогда же состоялся дебют Булгакова-драматурга: его пьесы сразу же ставились на сцене местного театра («Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Парижские коммунары» - не сохранились; «Сыновья муллы»). Одновременно Булгаков делал наброски будущего романа (возможно, «Белой гвардии»). Летом 1921 года выехал в Тифлис, безуспешно пытаясь эмигрировать; с осени 1921 – в Москве, где сменил ряд занятий (секретарь литературного отдела, редактор, репортёр и др.). С весны 1922 печатался в различных московских газетах и журналах, а также в берлинской «сменовеховской» газете «Накануне». С 1923 года сотрудничал в газете «Гудок» вместе с И. Ильфом, Е. Петровым, В.П. Катаевым, Ю.К. Олешей, публикуя многочисленные фельетоны, репортажи, небольшие очерки и рассказы.

В середине 1920-х гг . вышли книги «Дьяволиада» (1925 ), «Роковые яйца» (1926 ); в 1925 в альманахе «Россия» напечатаны первые 13 глав романа «Белая гвардия» (полное издание под названием «Дни Турбинных (Белая гвардия)» вышло в Париже в 1927-1929 ). Книги были замечены критикой, Булгаков завязал дружеские отношения с В. Вересаевым, Е. Замятиным, М. Волошиным, бывал на заседаниях Никитинских субботников. На фоне экспериментальной прозы 1920-х гг. произведения Булгакова выделяются, с одной стороны, подчёркнутой приверженностью к классическим традициям, с другой – соединением романтической патетики, иронии и резко сатирического гротеска. Беспамятству смуты Булгаков противопоставил память о традиционных ценностях; отсюда в его творчестве – развиваемая и в прозе («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»), и в драматургии («Дни Турбиных») тема Дома, охраняющего и спасающего, противостоящего катастрофическому состоянию мира.

Во второй половине 1920-х гг. Булгаков завоевал популярность и как драматург: в 1926 с триумфальной постановки драмы «Дни Турбиных» началось его многолетнее сотрудничество с МХАТом, в Третьей студии МХАТ в том же году поставлена фарсовая комедия «Зойкина квартира». В 1926-1928 Булгаков закончил драму «Бег», комедию-памфлет «Багровый остров». В драматургии Булгакова традиции психологического театра соединены с элементами буффонады, гротеска, кабаретной культуры.

Резкие отзывы критики, диспуты, переходящие в систематическую травлю писателя, упорное сопротивление советской цензуре к концу 1920-х гг. привели к запретам постановок и публикаций пьес Булгакова (при жизни Булгакова ни одна из его пьес не была опубликована). Была запрещена и повесть «Собачье сердце» (созданная в 1925 ; первая публикация в СССР в 1987 ). В письменном обращении к правительству (1930 ) Булгаков, обозначив свою общественную позицию – убеждённость и необходимость свободы печати, приверженность идее «Великой Эволюции» и неприятие революционных способов преобразования жизни, - просил отпустить его за границу или дать возможность работать в театре. При личном содействии Сталина Булгаков был принят в МХАТ ассистентом-режиссёром, где создал инсценировку «Мёртвых душ», принимал участие в постановках как актер. Однако из новых оригинальных пьес («Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Батум») лишь «Кабала святош» (1929 ) была поставлена во МХАТе (1936 ), но была снята после 7 спектаклей. События и обстановка этого периода отразились в пародийных «Записках покойника» («Театральном романе»), работа над которым началась после разрыва с театром. В 1938 Булгаков перешел в Большой театр на должность либреттиста.

В 1933 году Булгаков завершил жизнеописание Мольера для серии «Жизнь замечательных людей» (изд. в 1962 ). С конца 1920-х гг. и до конца дней Булгаков работал над «романом о дьяволе» («Мастер и Маргарита»), ставшим его вершинным произведением (первая публикация в 1966-1967 , с многочисленными цензурными и редакторскими искажениями). Сложная структура романа (переплетение гротескной фантасмагории, разыгрывающейся на фоне советской Москвы, любовной линии, отразившей отношения Булгакова с его третьей женой – Е.С. Шиловской, и «исторических глав» с евангельскими персонажами), стилистическая многоплановость, отсылка к разнообразным культурно-историческим источникам, значительность философского содержания (связь темы творчества с парадоксом зла, творящего добро) обусловили острый интерес к роману в последней трети 20 века.

Сжатое описание жизни Булгакова кратко может объяснить феномен гениального писателя, прошедшего через все жизненные трудности и испытания, при этом оставшегося настоящим гуманистом. Михаил Афанасьевич – автор более 170 произведений, включающих романы, пьесы, фельетоны, очерки, рассказы, повести, театральные инсценировки. Сухие факты из его жизни можно найти в Википедии, учебниках, биография писателя хорошо изучена, но лишь в его творчестве раскрывается жизненный реализм, украшенный сатирой и юмором.

Для понимания того, что за человек Михаил Булгаков, следует разобраться в его происхождении. Появился будущий писатель на свет 15 мая 1891 года в Киеве в семье Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых – преподавателя духовной академии, статского советника и дочери протоиерея. Многодетной семье, где кроме Михаила подрастало еще шестеро детей, хватало средств для безбедного существования.

Воспитанием детей занималась Варвара Михайловна – утонченная интеллигентка, прививавшая детям любовь к искусству, музыке, чтению. Даже безвременная смерть отца семейства не помешала будущему автору закончить Первую Александровскую гимназию – колыбель киевской интеллигенции.

В 1909 году Булгаков поступил в Киевский университет на медицинский факультет. В произведениях «Роковые яйца» и прослеживается симпатия автора к профессорам Персикову и Филиппу Филипповичу неспроста, так как Булгаков по профессии был врачом.

Годы войн и революций

Согласно информации о Булгакове из Википедии, в 1913 году наладилась его личная жизнь. Будущий автор вступил в брак с Татьяной Николаевной Лаппа – дочерью столбового дворянина.

Молодожены поселились в съемной квартире на Андреевском спуске, любили посещать театральные пьесы, премьеры, музыкальные концерты. Несколько раз молодой человек ходил на концерты Шаляпина. В творчестве Булгакова интересным фактом стало то, что черты шаляпинского Мефистофеля отразились в Воланде – герое последнего романа писателя.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Михаил отправился на фронт, служить тем, кем был по образованию, – врачом. В полевом госпитале будущий автор прослужил до осени 1916 года.

Вернувшись с фронта, Булгаков направился в Смоленскую губернию, чтобы занять пост заведующего сельской больницей в Николино Сычевского уезда. Спустя год врача направили служить заведующим инфекционным и венерологическим отделением больницы в городе Вязьма.

Согласно документам из архива земской управы молодой человек показал себя хорошим врачом, о чем свидетельствуют факты:

  • в журнале приема общее количество больных составило 15 тысяч;
  • все хирургические операции, проведенные Булгаковым, были успешны.

На жизнь и творчество Булгакова повлияла Февральская революция. Это событие писатель описал дословно так: «Внезапно грозно наступила история». После событий Октябрьской революции врач получил освобождение от военной службы и смог вернуться в Киев, где его захлестнула волна гражданской войны. Власть менялась постоянно, и каждая нуждалась в услугах хорошего врача. Так Михаил Афанасьевич служил в следующих армиях:

  1. Гетмана Скоропадского;
  2. Лидера националистического движения Петлюры;
  3. В Красной Армии;
  4. В войсках Деникина.

Пережитые события из биографии Булгакова кратко отразились в «Белой Гвардии», в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в «Днях Турбиных», в «Беге». Для понимания исторической обстановки тех времен стоит прочитать эти произведения.

Белая Гвардия

Творчество

Википедия утверждает, что в конце 1919 года или в начале 1920 жизнь Булгакова резко изменилась: он покинул ряды Деникинской армии. Хороший врач сменил врачебную деятельность, то, кем был Булгаков по основной профессии и образованию, и начал сотрудничать автором в местных газетах. Первые произведения писателя вошли в сборник «Дань восхищения» и были опубликованы весной 1920 года в местных газетах на северном Кавказе.

Интересно! Сестра писателя вспоминала, что Михаил Булгаков начал писать на первом курсе учебы в университете – рассказ носил название «Огненный змей». Это произведение о человеке, больном алкоголизмом.

Пребывая на Кавказе , автор начал отстаивать последн ее наследи е классиков , вступая в полемику с деятелями культуры тех времен . В результате был изгнан из подотдела искусств осенью 1920 года. Булгаков остался без работы и без средств к существованию. Весной 1921 года жизнь начинающего писателя изменилась благодаря успешной инсценировке пьесы «Сыновья Мулла». У молодого человека появилась возможность переехать в Тифлис, а затем в Батуми.

Переезд в Москву

Осенью 1921 года Булгаков принял решение переехать в Москву. Два месяца Михаил Афанасьевич проработал секретарем литературного отдела Главкомитпросвета, затем остался без работы. Попытки сотрудничества в частных газетах не увенчивались успехом.

Время безработицы закончилось весной 1922 года – автор стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов.

Хронологическая таблица Булгакова по произведениям:

1918-1919 черновые наброски рассказов «Записки юного врача»
1919-1920 несколько рассказов и фельетонов «Дань восхищения»
1921 пьеса «Сыновья Мулла»
1922-1924 «Похождения Чичикова», «Белая гвардия»
1923 повесть «Дьяволиада», рассказы «Записки на манжетах»
1924 повести «Роковые яйца», «Багровый остров»
1925-1928 пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», роман «Собачье сердце»
1926-1928 пьеса «Бег»
1927 повесть «Багровый остров»
1928-1929 пьесы «Великий канцлер Князь тьмы» (черновой вариант «Мастер и Маргарита»), «Кабала святош», роман «Копыто инженера», повесть «Тайному другу»
1931 пьеса «Адам и Ева»
1932 пьеса «Полоумный Журден»
1933 роман «Жизнь господина де Мольера»
1934 пьеса «Блаженство (сон инженера Рейна)»
1935 пьеса «Последние дни (Пушкин)»
1936-1937 либретто опер «Театральный роман или записки покойника», «Иван Васильевич», «Минин и Пожарский», «Черное море»
1937-1938 либретто оперы «Рашель»
1939 пьеса «Батум», либретто оперы «Дон Кихот»
1929-1940 роман «Мастер и Маргарита»

Венец творчества Михаила Афанасьевича – гениальный роман «Мастер и Маргарита». Писался на протяжении 10 лет, обязателен для прочтения, ведь вмещает весь жизненный опыт писателя, передает его видение смысла жизни.

Полезное видео: документальный фильм Роман с тайной

Годы критики и гонений


Н
ачиная с 1914 года автор проживал тяжелые годы жизни , видел много войн , несправедливости , жестокости , но всегда оставался приверженцем общечеловеческих ценностей , их он пытался донести людям в своем творчестве . В 20-е годы позиция Булгакова подверглась осуждению. Произведения Михаила Афанасьевича запрещались, не печатались и не ставились на театральной сцене.

В 1929 году нападки критиков достигли апогея. Были сняты с инсценировки пьесы «Дни Турбиных», «Багровый остров» и комедия «Зойкина квартира». Новую пьесу «Мольер» Главрепертком запретил весной 1930 года. Тогда Михаил Булгаков кратко написал письмо правительству с просьбой выезда за границу из-за невозможности существования на родине. Вскоре ему позвонил Сталин. Так писатель, по образованию врач, был назначен в МХАТ режиссером-ассистентом.

В 1932 году возобновились показы «Дней Турбиных», инсценировалась пьеса «Мертвых душ» по Гоголю. В 1936 году автор перешел из Художественного театра в Большой на должность либреттиста.

В 1924 году произошли перемены в личной жизни Булгакова – он развелся с Татьяной Николаевной Лаппа и вступил в брак с Любовью Евгеньевной Белозерской. А в 1932 году развелся со второй женой и вступил в третий брак с Еленой Сергеевной Шиловской, взявшей фамилию мужа. Именно ее образ стал прототипом Маргариты из романа . Шиловская избавила от одиночества автора в последние годы его жизни, а после смерти добилась издания основных произведений писателя.

Последнюю попытку издать свое произведение Булгаков сделал в 1933 году (пьеса «Жизнь господина де Мольера») и потерпел неудачу. До самой смерти 10 марта 1940 года мастер больше не издавался. Перед смертью Булгаков ослеп, врачи диагностировали наследственную болезнь почек, от которой умер отец Михаила Афанасьевича. Окончательный вариант романа «Мастер и Маргарита» дописывала Елена Сергеевна Булгакова под диктовку писателя, не увидевшего даже черновика своего произведения.

Автобиография собрана в нескольких его произведениях «Тайному другу», «Записки на манжетах», «Записки юного врача», в «Мольере», в «Белой гвардии». Эти творения помогают заглянуть во внутренний мир писателя, увидеть его глазами историческую обстановку того времени.

Чтобы лучше понять, кто такой Михаил Афанасьевич, следует знать, что имея репутацию полуопального писателя, он писал Сталину, просил не за себя, а за других. Так, просил за арестованных сына и мужа Анны Ахматовой, за сосланного друга Николая Эрдмана.

Интересно! После знакомства с Еленой Сергеевной в 1929 году автор посвятил ей незавершенную повесть «Тайному другу». В произведении описаны булгаковские годы жизни в Москве и работы над романом «Белая гвардия». Своего рода автобиография для близкого человека, с которым нельзя было в то время соединиться.

Полезное видео: 10 Фактов Михаил Булгаков

Вывод

Кем был Булгаков? Писателем, болевшим за человека, будь то незаурядный Мастер или непримечательный делопроизводитель. Михаил Афанасьевич не воспринимал литературу с абстрактными болью и страданиями, нереальными героями, проходящими мимо правды жизни. Мистицизм в произведениях для Булгакова – литературный прием, оттеняющий действительность в сатирическом свете, показывающий негативные черты современной жизни. Своим творчеством он выказывал подлинный гуманизм, близкий нам и сегодня.

Вконтакте

20 века. Его личность привлекает сегодня к себе большой интерес со стороны общества. Писатель заслужил подобное внимание не только потрясающими произведениями, которые, сегодня включены в обязательную школьную программу, но и своей жизнью. Жизнь его была непростой. В Биографии Михаила Афанасьевича не раз бывали взлеты и падения, не раз наступали черные дни, но он не отчаивался, и из всех ситуаций выходил с высоко поднятой головой.

Писатель родился в начале мая 1891 года и был старшим ребенком в семье. Всего же в семье было пятеро детей. Отец его был профессором киевской духовной академии. Когда Булгакову исполнилось 9 лет, он начал обучение в Александровской гимназии, где проучился восемь лет. Гимназия дала ему хорошее образование, по-другому, и быть не могло, ведь в ней преподавали лучшие педагоги из Политехнического института и Киевского университета. Окончив обучение в гимназии, он без проблем поступил на учебу в Киевский университет. Выбирая факультет, Михаил Афанасьевич сделал выбор в пользу медицинского.

В 1914 году . Она застала Михаила Булгакова еще студентом. Первые месяцы войны, он участвовал в организации лазарета для солдат и офицеров русской армии. В 1915 году Булгаков работал в прифронтовых городах врачом-хирургом. Спустя год, осенью 1916 г, он получает медицинский диплом. Михаила Афанасьевича назначают служить земским врачом в Смоленской губернии, в Никольском селе. Отработав здесь год, был переведен на службу в Вязьму, где работал в местной городской больнице. Будучи в Вязьме, он начал писать свои первые рассказы.

Темой для рассказов молодого писателя была врачебная жизнь. В 1918 году здоровье Булгакова подорвалось. По этой причине он был уволен из Вязьмы. Теперь вместе с женой, он уезжает жить в Киев и занимается частной врачебной практикой. В «городе начала земли русской», юный автор становится невольным свидетелем ужасов гражданской войны. Киев много раз за короткое время переходил из рук в руки противоборствующих сторон. То белые займут Киев, то красные. События тех дней произвели на Булгакова глубокие впечатление, именно тогда и зародилась идея романа «Белая Гвардия».

В середине 1919 года Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию. Служить его отправили во Владикавказ. Здесь он работал в госпитале, в течение полугода, потом заболел тифом, и несколько месяцев провел в больнице. Оправившись от болезни, он узнал, что Добровольческой армии во Владикавказе уже нет. Жизнь Булгакова развернулась на 180 градусов, он окончательно решает оставить врачебную деятельность, и связать свою дальнейшую жизнь с литературой. Произведения Михаила Афанасьевича активно печатаются в местной прессе. Здесь же он занимается организацией концертов и делами театра. До отъезда из Владикавказа за авторством Булгакова вышли такие рассказы и пьесы, как: «Самооборона», «Братья Турбины», Парижская коммуна», «Сыновья Муллы».

Михаил Булгаков опасался за свою жизнь. Служба в Добровольческой армии, вряд ли могла понравиться только что установившейся, новой советской власти. Автор решает эмигрировать - уезжает из Владикавказа в Батуми, откуда планировал по морю добраться до Константинополя. А из древнего византийского города, уехать во Францию. Этим планам в силу разных обстоятельств не суждено было сбыться. Теперь путь его лежал в Москву.

В Москве Булгаков печатается в газетах «Гудок» и «Рабочий», публикуют произведения писателя и журналы - «Россия», «Возрождение». Начав жить в Москве, выходят такие произведения, как: «Записки на манжетах», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Зойкина квартира».


В 1925 году впервые были опубликован «Белая гвардия». Новое произведение Булгакова произвело на публику сильное впечатление. Спустя год, во МХАТе был поставлен одноименный спектакль. Спектакль вызвал как бурю положительных, так и бурю отрицательных отзывов. Михаила Афанасьевича обвинили в заигрывании с белогвардейцами и буржуями. За ним установило слежку НКВД, и даже проводило обыски.

После 1927 года произведения Михаила Булгакова перестали печататься, поработала цензура. Писатель оказался в трудном положении, ни работы, ни денег. В 1930 году он пишет письмо Сталину, в котором просит либо принять его на работу в театр, либо разрешить эмигрировать. лично позвонил Булгакову и разрешил писателю работать во МХАТе.

В театре Михаил Афанасиевич проработал до 1936 года, на должности режиссера-ассистента. В эти годы он трудился не покладая рук. Им были написаны такие произведения, как: «Адам и Ева», «Жизнь господина Мольера», «Кабала святош». «Александр Пушкин». Многие из этих произведений были забракованы цензурой. Булгаков тяжело переживал свои «неудачи».

Из МХАТа Михаил Булгаков ушел в Большой театр, работал переводчиком и либреттистом. Здесь, он создает пьесу «Батум». Пьеса повествует о молодости товарища Сталина. К сожалению, на показ пьесы было наложено вето. Переживания захватили душу автора, на этом фоне у него обострились старые болячки. За месяц до своей смерти Михаил Афанасьевич дописал свой самый знаменитый роман «Мастер и Маргарита», который писал роман почти 20 лет. Умер Михаил Булгаков 10 марта 1940 года.

Многие произведения Булгакова были опубликованы только после его смерти. Михаил Афанасьевич яркий пример того, как талантливые люди бывают недооценены при жизни, а после смерти становятся популярными, получают всеобщее признание и любовь. Быть может, если бы Булгаков жил не во времена жесткой цензуры и подавления разума, свободомыслия, то на наших книжных полках стояла бы гораздо больше книг этого талантливого русского писателя.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве 15 мая 1891 года. У Булгаковых было семеро детей. Это была интеллигентная семья, сплоченная и веселая. Отец, преподаватель Киевской духовной академии, умер рано, а мать сказала детям: «Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, — это образование». Мальчиком Михаил учился в Первой мужской гимназии, где получил блестящее образование. Юный Булгаков не только постигал науку, он писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел. Увлекался энтомологией, собрал хорошую коллекцию бабочек. Участвовал в импровизированных спектаклях, увлекался футболом, который тогда входил в моду, и, естественно, не избегал романтических встреч. Киев в самом начале лета… Знаменитые каштаны уже отцвели, усыпав все вокруг белым ковром, но зато распускается акация. В это самое время к тетке на каникулы приехала саратовская гимназистка Татьяна Лаппа. Ее тетка была подругой матери Булгакова, поэтому неудивительно, что Миша и Таня встретились. Ей шестнадцать, ему семнадцать. Любовь с первого взгляда…

Выбор профессии

Но вот в 1909 году гимназия окончена. С одной стороны, Булгакову хотелось пойти по артистической или писательской стезе, с другой — три родных дяди, три двоюродных брата и второй муж матери — врачи. И это перевесило. В 1909 году Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета. А в 1913-м он, студент второго курса, женится на своей избраннице — Татьяне Лаппе. Их роман длился почти пять лет. Он часто приезжал в Саратов, грозился застрелиться, если тотчас не увидит любимую, даже бросал учебу. Родители в качестве приданого выделили столовое серебро и золотые украшения. Михаил заказал особые обручальные кольца с выгравированными внутри именами. Позже, в голодные годы, все это было продано. Пока же жизнь была прекрасна, поэтому можно было сибаритствовать.

Многие сюжеты и персонажи Михаила Булгакова взяты из будней его основной профессии. Булгаков был врачом. Он принимал роды, работал хирургом и венерологом и при этом неустанно наблюдал за собой и людьми, подмечая все острым глазом медика и писателя.

Но вот грянула Первая мировая война. Благополучные, беспечные времена закончились, и наш герой окунулся в круговерть событий. В августе 1914 года студент-медик Булгаков помог родителям жены организовать в Саратове лазарет для раненых и работал там врачом-санитаром. В мае 1915-го он подал прошение о зачислении его врачом в морское ведомство, но комиссия признала его негодным к несению военной службы. Тогда он добился назначения в киевский военный госпиталь Красного Креста. Потом в качестве добровольца работал хирургом в прифронтовых госпиталях. Татьяна стала сестрой милосердия. Она вспоминала: «Там было очень много гангренозных больных, и Миша все время ноги ампутировал. А я эти ноги держала. Так дурно становилось, думала, сейчас упаду. Потом отойду в сторонку, нашатырного спирта понюхаю и опять…»

В глубинке

По окончании службы на фронте Булгаков был направлен в распоряжение смоленского губернатора. Его определили заведующим врачебным пунктом в Сычовский уезд, село Никольское. Это была невероятная глухомань. Булгаков прибыл туда с женой в сентябре 1916 года и стал земским лекарем. Началась напряженная жизнь, больные потянулись нескончаемой чередой. В иные дни приходилось принимать до ста человек. Одной из первых пациенток была роженица, у которой ребенок шел неправильно. Принимать роды новоиспеченному доктору помогала жена, которая при свете керосиновой лампы искала нужные страницы в учебнике «Акушерство». Будни деревенского лекаря Михаил Булгаков описал в рассказах «Записки юного врача».

Самый драматический случай, имевший серьезные последствия, произошел с Булгаковым, когда к нему привезли ребенка, больного дифтеритом. Врачу пришлось через трубку отсасывать из горла дифтеритные пленки. Чтобы не заразиться, он сделал себе прививку, что вызвало приступ страшной аллергии. Лицо распухло, тело покрылось сыпью, начался нестерпимый зуд. В ногах появились сильные боли. Как врач Булгаков считал, что помочь ему может только морфий. И действительно, инъекции принесли избавление от невыносимых болей. Прошло несколько дней, необходимость в морфии отпала. Но доктор не спешил отказываться от притягательного средства. Более того, он удвоил дозу и стал, как тогда говорили, морфинистом. У Булгакова начались галлюцинации, которые он спешил записать. Особенно часто ему мерещился гигантский змей, который сжимал и душил его. Так появился рассказ «Зеленый змей». Булгаков пытался использовать наркотик как источник вдохновения. Сначала это давало желаемый результат, а затем наступала сильнейшая депрессия. Потребность в наркотике возрастала с каждым днем, а доставать его было все труднее. Без укола Булгаков становился агрессивным, наставлял на жену браунинг, однажды швырнул в нее горящий примус. Он заставлял жену ездить за морфием в город. Аптекари спрашивали ее: «Кого же лечит доктор Булгаков? Пусть хотя бы напишет фамилию больного». Булгаков осунулся, постарел, казалось, его конец близок.

Но через год Булгакову удалось перевестись в земскую больницу в городе Вязьме, где он получил должность заведующего инфекционным и венерическим отделениями. После деревенской глуши большой уездный город вызвал восторг: наконец-то электричество после керосиновой коптилки, современное по тогдашним меркам медицинское оборудование. Все это нашло отражение в рассказе «Морфий». Октябрьские события 1917 года застали Булгакова в Вязьме, но из-за пристрастия к морфию он не слишком обратил на них внимание. Все это время Булгаков пытался освободиться от воинского призыва и с этой целью отправился в Москву. У него также была тайная надежда вылечиться там от наркотической зависимости в клинике знакомого врача. Булгаков оказался в Москве впервые. Он остановился у своего дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, который послужил прототипом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце». Одной цели они добился — получил «белый билет», но освободиться от пристрастия к морфию не сумел и вернулся в Вязьму.

Уже ничто не связывало Булгакова с работой в Вязьме, и они с женой уехали в Киев, где поселились в опустевшем родительском доме. Именно здесь благодаря усилиям жены и второго мужа матери, доктора Воскресенского, Булгаков избавился от наркотической зависимости и выздоровел. Он открыл частную практику как венеролог. Но нормальной жизни не получилось. Бушевала Гражданская война, Киев переходил из рук в руки — белые, красные, петлюровцы, немцы… Булгаков последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город. События, которые произошли с ним в это время, послужили материалом для романа «Белая гвардия». В 1919 году город заняли белые, Булгакова снова призвали занять должность полкового врача, но на сей раз направили на Владикавказ, куда позже он вызвал свою жену. В начале 1920 года Михаил Булгаков решил расстаться с медициной и заняться литературной деятельностью. Он начинает сотрудничать с местными газетами, но тут заражается свирепствовавшим в то время возвратным тифом. Пора для болезни была неподходящая: белые отступают, советуют Татьяне забрать мужа и уходить вместе с ними. Но она не решается: температура у больного поднялась выше сорока, он бредит, почти без сознания и может умереть по дороге. Булгаковы остаются в городе. Верная Тася — так звали Лаппу все знакомые — выходила мужа и на этот раз. Когда Булгаков выздоровел, во Владикавказе уже была советская власть. Чтобы заработать на жизнь, он обращается в ревком и начинает работать журналистом. Владикавказ оживал после Гражданской войны. Булгаков оказался в своей стихии. Он сочинял небольшие пьесы, которые ставили на сцене местного театра, читал лекции перед спектаклями, проводил диспуты… Но вскоре начались репрессии. Подотдел искусств, в котором он числился, разогнали, и Булгаков с женой, боясь ареста, срочно уехали в Батум. Тася отправилась дальше в Москву, а Михаил Афанасьевич попытался отплыть в Константинополь, откуда мечтал добраться до Франции. Увы, ему не повезло. Пришлось вернуться в Москву.

Москва

В Москве Булгаков долго мучился, чтобы поддержать существование. .По советским временам Булгаков выглядел необычно: всегда подтянутый, элегантный, в рубашке с накрахмаленным воротничком и бабочке, с моноклем. Он служил репортером и фельетонистом в газетах, но получал гроши. У него не было денег даже на то, чтобы приехать на похороны матери в Киев. Татьяна Лаппа вспоминала: «Он нигде не работал, я нигде не работала. Бывало так, что у нас ничего не было — ни картошки, ни хлеба, ничего. Михаил бегал голодный». Булгаковы поселись в квартире номер 50 дома 10 по Большой Садовой, прославившейся после выхода романа «Мастер и Маргарита». Острое перо позволило Булгакову сотрудничать в нескольких газетах, и постепенно его материальное положение стало улучшаться. Но все же денег постоянно не хватало… В это время Булгаков примкнул к веселой компании газетчиков, среди которых были Паустовский, Ильф, Петров, Катаев, Олеша, Бабель. К середине 20-х годов у Булгакова вышли «Дьяволиада» и «Роковые яйца», «Записки на манжетах», были опубликованы десятки рассказов, очерков, фельетонов. Написанная в начале 1925 года повесть «Собачье сердце» была запрещена к печати. В 1924 году Булгаков развелся с Татьяной Лаппой и через год женился на Любови Белозерской, вернувшейся из-за границы. Она была начитанна, увлекалась театром, одно время даже танцевала в Париже. Близость новой жены к искусству весьма импонировала Булгакову, который к тому времени стал известным драматургом. Успех произведений Булгакова вызывал зависть коллег по цеху и неприязнь литературных критиков. А вот что писала «Комсомольская правда»: «Булгаков чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы»… Постепенно к травле подключились «органы». Писателя несколько раз вызывали на допросы, в его квартире был произведен обыск. Конфисковали дневники и рукопись «Собачьего сердца».

Посмертная слава

Однако после знаменитого звонка Сталина, о котором говорила вся Москва, положение писателя-изгоя изменилось. Его приняли на работу в театр, он начал рецензировать пьесы молодых авторов. Снова влюбился. На сей раз — в Елену Шиловскую, которая стала его музой. В 30-е годы Булгаков всецело отдался литературному творчеству — работал над романом «Мастер и Маргарита», готовил пьесы: «Мертвые души» по Гоголю, «Мольер», «Иван Васильевич» и другие. Однако ни одна из них не была поставлена на сцене. Разочарованный писатель порвал с театром. И вновь на его произведения был наложен негласный запрет. По советским временам Булгаков выглядел необычно: всегда подтянутый, элегантный, в рубашке с накрахмаленным воротничком и бабочке, с моноклем. Не случайно Борис Пастернак назвал его «незаконным явлением»!

Ситуация, в которой оказался писатель, не прошла для него даром. У Булгакова обострился нефросклероз — наследственная почечная гипертония, от которой умер его отец. Как врач он сразу же осознал безнадежность своего положения. Он слег осенью 1939 года. Еще перед женитьбой он говорил Елене Сергеевне, что будет тяжело умирать. Навещавшим его друзьям Булгаков подробно рассказывал, как будет развиваться его болезнь в течение полугода до смерти, называя поэтапно недели, месяцы и даже числа. Болезнь протекала точно по его прогнозу. Булгаков ослеп и умер через отведенные полгода, 10 марта 1940-го.

Внимание к творческому наследию М. Булгакова ныне огромно: его книги изданы миллионными тиражами, появились 10-томное, 5-томное собрания сочинения, Институт мировой литературы имени М. Горького объявил о подготовке академического собрания сочинений, произведения писателя экранизируются, инсценируются, пьесы его идут во многих театрах, десятки книг и тысячи статей посвящены творчеству и жизни Мастера — М. Булгакова.

Детские и юношеские годы Михаила Афанасьевича Булгакова прошли в Киеве. Здесь он родился 15 мая 1891 года в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. После него в семье появились еще два сына и четыре дочери: Вера (1892), Надежда (1893), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900), Елена (1901).

Однокашник М. Булгакова писатель Константин Паустовский вспоминал: "Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве — огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья… За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля,.. голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Такие семьи… были украшением провинциальной жизни".

В 1907 году отец — Афанасий Иванович — умер, однако Академия выхлопотала семье Булгаковых пенсию, и материальная основа жизни была достаточно прочной.

После окончания гимназии в 1909 году М. Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. Учась в университете, в 1913 году женился на Татьяне Николаевне Лаппа (дочери управляющего Казенной палатой в Саратове).

Университет закончил в 1916 году. После нескольких месяцев службы в качестве госпитального врача был направлен в Никольскую земскую больницу Смоленской губернии, а через год был переведен в Вязьму, в городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерологическим отделением; по отзывам начальства, "зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником".

В феврале 1918 года М. Булгаков возвратился в Киев, где открыл частную врачебную практику; здесь пережил целый ряд переворотов: белых, красных, немцев, петлюровцев. Этот киевский год Булгакова отразился затем в его романе "Белая гвардия".

Осенью 1919 года мобилизуется Добровольческой армией, попадает на Северный Кавказ, становится военным врачом Терского казачьего полка.

В декабре того же года оставляет службу в госпитале, с приходом большевиков начинает работать журналистом в местных газетах, заведующим литературным отделом (Лито) подотдела искусств Владикавказского ревкома, выступает с докладами, читает лекции, преподает в Народной драматической студии Владикавказа, пишет несколько пьес и ставит их в местном театре.

В 1921 году начался новый период в жизни М. Булгакова — московский. В сентябре 1921 года журналист, начинающий драматург и писатель приехал в Москву — без денег, но с большими надеждами.

Работал некоторое время в московском Лито (Литературный отдел Главполитпросвета Народного комиссариата просвещения) в должности секретаря, сотрудничал в различных газетах, с 1922 года работал в железнодорожной газете "Гудок" штатным фельетонистом. Всего за 1922-1926 годы в "Гудке" им было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов.

В 1925 году М. Булгаков женился на Любови Евгеньевне Белозерской.

В 1932 году с Л.Е. Белозерской развелся и вступил в брак с Еленой Сергеевной Шиловской.

Булгаков сознавал, что журналистом, репортером он был поневоле; у него крепла уверенность, что его путь иной — изящная словесность.

Известность писателю принесли его сатирические повести в первой половине 1920-х годов — "Дьяволиада" (1923) и "Роковые яйца" (1924). Третья часть сатирической "трилогии" — повесть "Собачье сердце" (написанная в 1925 го ду) — опубликована при жизни автора не была. В мае 1926 го да у Булгакова был произведен обыск, в результате которого были изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В 1920-30-х годах были написаны "Записки на манжетах" (1923), автобиографический цикл "Записки юного врача" (1925-1926) — о работе в земской смоленской больнице, биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера" (1932), "Театральный роман (Записки покойника)" (1937), "Тайному другу" (опубл. в 1987 г.).

Настоящий большой успех, слава пришла с романом "Белая гвардия" (1925-1927) и пьесой "Дни Турбиных" (1926), в центре которых — судьба интеллигенции в русской революции. О позиции М. Булгакова как писателя свидетельствуют слова из его выступления 12 февраля 1926 года на диспуте "Литературная Россия": "Пора перестать большевикам смотреть на литературу с узкоутилитарной точки зрения и необходимо, наконец, дать место в своих журналах настоящему “живому слову” и “живому писателю”. Надо дать возможность писателю писать просто о “человеке”, а не о политике".

Таланту М. Булгакова в равной мере были подвластны и проза, и драма (что не часто встречается в литературе): он — автор ряда произведений, ставших классикой драматургии: драматического памфлета "Багровый остров" (1927), пьес "Бег" (1928), "Адам и Ева" (1931), "Блаженство" ("Сон инженера Рейна") (1934), "Последние дни (Пушкин)" (1935), драмы "Кабала святош (Мольер)" (1936), комедии "Иван Васильевич" (1936), пьесы "Батум" (1939). М. Булгаковым написаны также инсценировки литературных произведений: по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" (1930), по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" (1932), по роману Сервантеса "Дон Кихот".

Во второй половине 1920-х и в 1930-е годы М. Булгаков известен в основном как драматург, часть его пьес была поставлена в театрах, большая же часть была запрещена — в 1929 году Главреперткомом были сняты с репертуара все пьесы М. Булгакова. К концу 1930-х годов начинающими литераторами Булгаков воспринимался как писатель уже забытый, затерянный где-то в 1920-х годах, вероятно — умерший. О таком случае рассказывал сам писатель.

Тяжелая ситуация, невозможность жить и работать в СССР побудили М. Булгакова 28 марта 1930 года обратиться с письмом к Правительству СССР (далее это знаменитое в истории советской литературы письмо цитируется в сокращении):

"Я обращаюсь к Правительству СССР со следующим письмом:

1. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет.

Сочинить “коммунистическую пьесу” (в кавычках я привожу цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.

Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой не опрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.

Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.

2. Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных — было 3, враждебно-ругательных — 298.

Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской жизни.

Героя моей пьесы “Дни Турбиных” Алексея Турбина печатно в стихах называли “сукиным сыном”, а автора пьесы рекомендовали как “одержимого собачьей старостью”. <…>

Писали “о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы” (“Комс. правда”, 14/X-1926 г.). <…>

И я заявляю, что пресса СССР совершенно права. <…>

3. Я не шепотом в углу выражал эти мысли. Я заключил их в драматургический памфлет и поставил этот памфлет на сцене. Советская пресса, заступаясь за Главрепертком, написала, что “Багровый остров” — пасквиль на революцию. Это несерьезный лепет. Пасквиля на революцию в пьесе нет по многим причинам, из которых, за недостатком места, я укажу одну: пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно. Памфлет не есть пасквиль, а Главрепертком — не революция. <…>

4. Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существо вали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я — мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное — изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина. <…>

5. И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — “Дни Турбиных”, “Бег” и в романе “Белая гвардия”: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях “Войны и мира”. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.

Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.

6. Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет. Я не могу сказать, какой глубины криминал можно отыскать в нем, но я прошу об одном: за пределами его не искать ничего. Он исполнен совершенно добросовестно.

7. Ныне я уничтожен. <…>

Все мои вещи безнадежны. <…>

8. Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене. <…>

9. Я прошу Правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой.

10. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.

11. Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера. <…>

Мое имя сделано настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили испуг, несмотря на то, что в Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними и директорам театров, отлично известно мое виртуозное знание сцены. <…>

Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр — в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, — нищета, улица и гибель.

С волнением ожидаемым и тем не менее неожиданным для писателя был отклик — звонок И. В. Сталина 18 апреля 1930 года.

Это был неожиданный вопрос. Но Михаил Афанасьевич быстро ответил: “Я очень много думал над этим, и я понял, что русский писатель вне родины существовать не может”. Сталин сказал: “Я тоже так думаю. Ну что же тогда, поступите в театр?” — “Да, я хотел бы”. — “В какой же?” — “В Художественный. Но меня не принимают там”. Сталин сказал: “Вы подайте еще раз заявление. Я думаю, что Вас примут”. Через полчаса, наверное, раздался звонок из Художественного театра. Михаила Афанасьевича пригласили на работу" 1 .

Однако принципиально положение М. Булгакова не изменилось, многие его вещи продолжали оставаться под запретом, умер он, так и не увидев очень многих своих произведений опубликованными.

До последних дней шла работа над главной книгой — "закатным" романом "Мастер и Маргарита". 13 февраля 1940 года писатель последний раз диктует поправки к тексту романа.

Умер М. Булгаков 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут. Урна с прахом писателя захоронена на Новодевичьем кладбище.