Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Национализм

Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов (рис. 3) 5:

Рис. 3

Существуют следующие способы разрешения этнических конфликтов (Рис. 4):

Рис. 4

Нейтрализация межнационального конфликта. Обычно это означает надежный перевод конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, не сопровождаясь межнациональными столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т.п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться националистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.

Нейтрализация межнациональных конфликтов встречается достаточно часто. Поскольку подобный вариант также устраняет угрозы массового насилия, распада государства с полиэтничным населением или масштабных миграций беженцев либо депортаций по этническому признаку, то стратегию действий, направленных на его достижение, тоже можно условно считать выходом из политически взрывоопасной ситуации конфликта. Обычно это осуществляется усилиями спецслужб по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций при одновременном фактическом поощрении и содействии акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к нелегальным методам борьбы или к применению насилия. Таким образом, иногда удается перевести массовую поддержку меньшинства, а, следовательно, и трансформировать характер националистического конфликта от идей сепаратизма к лозунгам полномасштабной автономизации, а борьбу за территориальную автономию перевести в русло деятельности по возрождению родного языка и культуры и форсированному социально-экономическому развитию территорий расселения меньшинства.

«Естественное» развитие и последующее самозатухание межнационального конфликта. Межнациональный конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта, и к тому же это обычно означает переход от этнического конфликта внутри прежнего полиэтничного общества к межгосударственному конфликту вновь образовавшихся государств и новых обществ.

Неконтролируемое развитие и самоуничтожение межнационального конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом. Существует два основных сценария разрушения полиэтничного общества и тем самым прекращения конфликта:


Рис. 5

Чаще всего встречаются сочетание обоих сценариев. Такое сочетание этнических чисток и создания новых границ обеспечивает наметившееся сейчас прекращение конфликтов в Боснии и Герцеговине, и именно подобный исход наиболее вероятен для Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республики и многих других регионов бывшего СССР, где межнациональные конфликты давно уже привели к созданию новых непризнанных государств и к межгосударственным войнам.

Особой задачей разрешения межнационального конфликта является достижение национального согласия, представляющего собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата. В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, национальные и другие различия ярко выражены, национальное согласие является инструментом регулирования отношений между различными группами, общностями, в том числе и этническими. Национальное согласие предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Достижение его осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер.

общности, так и во взаимоотношениях с другими этносами.

Конечно, территория расселения этноса выступает его консолидирующим фактором и одной из наиважнейших
предпосылок этно- и нациогенезиса. Но экологическая среда в разных частях этой территории неодинакова, как
неодинаковыми бывают культура, социальная и политическая ситуация в отдельных её землях. Последний аспект
относительно формирования украинского этноса имел особое значение. Другими словами, региональность той или
иной среды вызвала разный уровень адаптации этноса (суперстрата), значительно усложняя взаимодействие между
его компонентными частями (субстратами), и, таким образом, этно- и нациогенетический процесс в целом.

Бывшие границы между субэтническими образованиями и до сих пор хранят в себе элементы риска межэтнических
конфликтов. На бытовом уровне они достаточно выразительно проявляются, например, через некорректные и обидные
названия из-за противопоставления жителей своего и чужого районов например. Сам факт наличия этнорегионального
самосознания является показателем незавершённости этногенетического процесса, хотя явление это объективное,
закономерное и фундаментальное. Развиваясь в единой системе этничности, региональность этноса не может стать
причиной внутреннего напряжения, хотя и сохраняет в себе элементы риска. Они могут сработать только при такой
политике, которая противопоставляла бы этнорегиональные образования или создавала бы для них разные
социально-экономические и культурные условия.

Межэтнические конфликты также вызываются внутренней природой этноса, всей его сущностью вообще. Ведь главным
признаком этноса является его непохожесть на другие. Более того: этнос может существовать до тех пор, пока он
оригинален; когда же его самобытность нивелируется – это признак того, что происходит разрушение этноса: или
его существенная трансформация или даже ассимиляция. Таким образом, непохожесть этноса – это естественное его
состояние, и полностью естественным является его противопоставление другим народам. Такая оппозиция известна
ещё с древних времён. Коренное население Эллады считало себя людьми цивилизованными, а всех других –
варварами, римляне разделяли весь мир на римских граждан и провинциалов-дикарей. К ним относили, в частности,
славянский мир, восточную часть которого называли «русью». В свою очередь «русь» воспринимала латинский мир
как «немцев», то есть народы, язык которых непонятен; подобным было отношение к «степнякам» – кочевым народам
с их «поганской» религией.

Такое межэтническое противопоставление приобретало крайние формы, всегда находясь на границе физического
противоборства. Войны представляли собой нормальное состояние межэтнических взаимоотношений: тут играли роль
не только осознание каждым этносом своей самобытности и даже исключительности, а и незнание и непонимание
иноэтнической культуры. Изучая эту проблему, этносоциологи вывели такую формулу: познание культуры других
народов формирует уважение к ним; незнание этой культуры или нежелание познать её порождает национализм как
систему ориентации исключительно на ценности национальной культуры при полном игнорировании культурных
достижений других народов.

Первооснова узконационалистической ориентации, как бы она сегодня не прикрывалась идеями
национально-культурного возрождения, базируется на племенных и даже родовых инстинктах, которые, оказывается,
ещё не преодолены. Это, однако, не означает, что национальные движения, которые сейчас тоже проявляются,
следует относить тоже к примитивным импульсам. Их природа совсем другая. Современные национальные движения –
одна из наидоступнейших форм становления гражданского самосознания и политической активности народа, особенно
необходимых в условиях неразвитости демократических традиций и инстинктов общества. Когда этот процесс
развивается естественным путём – через возрастающее влечение к этническим корням, национальной культуры и
этнической истории, - он редко приводит к межэтническому напряжению; привнесение же организующих элементов
способно превратить его в «прогрессивную эволюцию» с присущими для неё негативными чертами – этнической
предубеждённостью, этнофобией, перерастанием угроз в межэтнические стычки.

Процесс межэтнических (межнациональных) конфликтов в благоприятных для него условиях развивается по
определённой закономерности в несколько фаз. Первую фазу можно назвать конфликтом стереотипов, когда
психологический феномен конфликта порождается стихийно; к обострению межэтнических взаимоотношений он может
привести только тогда, когда естественная оппозиция «мы – они» доведена до крайности. Причиной для этого могут
быть те или иные социально-экономические проблемы или непродуманная политика властей. Конфликт стереотипов,
как правило, срабатывает в ситуации, когда она идеологически оформляется привлекательными для некоторых слоёв
населения лозунгами. Так ли редко звучат на Украине такие лозунги, как «Украина для украинцев!» или «Москали
(жиды, поляки), вон из Украины!»? Их легализация – уже основание для межэтнической конфронтации. Она обычно
проявляется через ряд стереотипов, которые формируются постепенно. Сначала появляется этническая замкнутость,
которая может превратиться в этническую враждебность, а если это состояние затянется – в этнофобию. Это – уже
последний шаг к насилию. Показателем подобного состояния являются такие признаки: замена этнонимов
презрительными или обидными прозвищами, мифологизация национальной культуры, этнической истории, права и
общественного сознания, поиск в иноэтнической истории и культуре только негативных моментов и одновременно –
обвинение других народов в собственных ошибках и просчётах. Как главное средство развязки любой межэтнической
напряжённости на первой фазе её развития – силовые действия, вспышки насилия.

Конфликт стереотипов – наипростейшая форма межэтнической конфронтации, которую сравнительно легко блокировать
хорошо продуманной и выверенной системой: развитием низовой системы общественно-политических организаций,
которые будут направлять стихийную энергию масс в творческое русло; плюрализация средств массовой информации;
создание равных возможностей для проявления национально-культурных потенций; наконец, повышение авторитета
правоохранительных органов.

Когда же конфликт стереотипов эволюционирует, он, как правило, перерастает в конфликт идеологических доктрин.
Основный его признак – появление концептуально-идеологического обоснования конфликта, которое в конце концов
служит оправданием прав и привилегий «своего» этноса, делая невозможным любой диалог между конфликтующими
сторонами. В таких доктринах часто затрагиваются очень деликатные вопросы этнической истории, которые нельзя
разрешить, не задев национальных чувств. Один из таких вопросов – историческое право народа на территорию
проживания. Чаще всего он возникает между титульной (той, которая дала название государству) нацией и
национальными группами. Нередко фигурирует этот вопрос и в доктринах современных украинских
этнонационалистических организаций, провоцируя межэтническое напряжение в государстве с многонациональным
составом населения.

К сожалению, существующий государственно-правовой механизм не содействует гармонизации общества, поскольку по
сути признаёт разные сорта наций: с одной стороны титульная нация, с другой – национальные сообщества с
ограниченными правами (например, правом на территорию) и таким названием («национальные меньшинства»,
«нацмены») которая воспринимается ими как оскорбительная. Ведь как бы не скрывался этот, так сказать,
псевдоэкзоэтноним, настоящее его содержание понятно каждому: так когда то имперские политики называли
«инородцев». В этнологии давно сложился научный термин, который адекватно определяет упомянутую категорию
населения: «национальные группы» – часть этноса, оторванная от материнского этнорегиона, но объединённая на
новой родине духовно, этнически и генетически.

Такими в своё время стали армянские колонии на западно-украинских землях, созданные беженцами от тирании
турков-сельджуков; болгарские, сербские и албанские поселения, созданные беженцами от турецких репрессий;
российские «раскольники» и эстонские сектанты спасались на Украине от религиозных преследований, молдавские
крепостные – от жестокой эксплуатации и своих, и турецких поработителей. Все они нашли тут вторую родину,
глубоко пустив этнические корни. Кстати, именно так создавалась и многочисленная украинская диаспора во многих
странах мира. И есть определённая историческая логика в том, чтобы считать национальные группы Украины её
коренным населением, - тем более что их корни нередко являются очень глубокими: они идут с ХV-ХV вв. (болгары,
сербы, поляки), ХV-ХV (русские), ХV-ХV (молдаване), ХV-ХV (цыгане), ХV (караимы), Х (евреи). Есть среди
национальных групп (по сути наций) и такие, чей этногенез происходил именно на землях Украины (крымские
татары, гагаузы): таким образом, выходит, что Украина для них – историческая родина и другой у них нет.

Так сложились этнические реалии на Украине, которые не являются исключением из мирового этнического процесса,
нормальное функционирование которого, кстати, корригируется правовой системой. Она, в частности, уравнивает
оба типа прав – исторического первенства и исторической реальности, отдавая приоритет последней. Только таким
образом можно избежать непримиримых противоречий между коренными и некоренными этническими образованиями.

3. Пути преодоления межэтнических конфликтов

Мировая практика разрешения межэтнических конфликтов основывается на конструктивистской научной концепции,

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).

Тенденции в развитии наций

1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

2. Ассимиляция.

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.

Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.


Похожая информация.


1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

3. Колониальное население.

4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом.

Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Типы конфликтов

1. Территориальные споры, стремление к суверенизации.

2. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.

3. Против нарушения прав человека, дискриминации языка, образа жизни.

4. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

5. Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов

1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

Основные принципы национальной политики

1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.


3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

Условия гармонизации национальных отношений

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень. (Человек и общество. Современный мир / под редакцией В. И. Купцова.)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Конфликтная ситуация – предельный случай обострения социальных противоречий, динамичный социально-психологический процесс.

Ролевой конфликт возникает, когда не совпадает поведение носителя социального статуса (исполнителя «соц.роли») и ожиданий окружающих.

Функции социальных конфликтов:

В плюралистических открытых обществах конфликты играют позитивную роль, становятся стабилизаторами общества:

  1. выявляют противоречия, своевременное и эффективное разрешение, которых способствует развитию общества.
  2. являются побудительной силой развития общества
  3. столкновение стратегий ведет к поиску продуктивных решений проблемы
  4. ведут к контролируемой эволюции общества

Причины социальных конфликтов:

u противоположность социальных (институтов) интересов.

u Неравное социальное положение конфликтующих сторон

u Неадекватное отражение в сознании сложившейся ситуации

u Столкновение ролевых позиций, групповых норм и ценностей, культурного уровня, потребностей.

u Несовпадающие оценки деятельности социальных групп

u Нарушение соц.норм.

u Перераспределение власти и национального дохода.

Масштаб конфликта - число участвующих людей и серьезность последствий.

Противоречие – фундаментальная несовместимость, несогласие важных - политических, экономических, этнических - интересов. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта. Неустранимое противоречие называется антагонистическим. Однако! Противоречие так и может остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновение, т.е. конфликта.

Разрешение конфликта - переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы решения конфликтов : -компромисс, -переговоры, -посредничество, -арбитраж, -применение силы, -применение власти, -применение закона.

СЕМЬЯ

Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.

2. Воспитательная (социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.

3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)

4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения, принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.

6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

(доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)

Вооруженные конфликты в России до сих пор развиваются по одной схеме. Хотя их возникновение обычно прогнозируется, реакция на них запаздывает.

Не выполняется одно из главных условий прекращения конфликта: общественность на получает ответа на вопрос, кто в нем виноват. Из дипломатической и политической лексики ушло понятие «агрессор». Однако анализ конфликта должен начинаться с определения именно этого действующего лица. Игнорирование фигуры агрессора, растворение ее в массе абстрактных факторов и сил фактически стимулирует его к активным действиям и делает еще более беззащитной его жертву.

Не используются все возможности как вертикального (правительство-армия-местные власти-органы внутренних дел-отдельные граждане), так и горизонтального (правительство-правительство; армия-армия; общественные движения-общественные движения) блокирования вооруженных конфликтов.

Серьезным препятствием в деле разрешения конфликтов является страх правящих кругов и общественных движений попасть в разряд «недемократичных», «нецивилизованных», «имперских», «тоталитарных» и т.д.

Анализ результатов вооруженных конфликтов позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Большинство вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (карабахский, абхазский, югоосетинский, приднестровский) возникло по поводу споров о статусе национально-территориальных образований и справедливости границ, разделяющих этносы. Субъектами этнополитических конфликтов выступали этнически консолидированные группы населения, организованные и возглавляемые национальными движениями;
  • 2. Использование в конфликтах вооруженных сил должно быть политически и юридически обоснованным, носить исключительный характер, пределы их применения важно очертить законодательно;
  • 3. С вооруженными конфликтами, как и с войнами, надо бороться задолго до того, как они возникнут. Для этого необходимо создание разветвленной системы блокирования конфликтов, механизмов их предотвращения и прекращения.

Прежде чем начать поиск конкретного варианта разрешения конфликта, следует попытаться снизить уровень напряженности между противоборствующими сторонами. Затем устанавливаются каналы коммуникации, начинается диалог. Попытки участников конфликта сразу решить проблему путем переговоров обычно приводят к провалу. Важнейшая проблема - наличие доверия между участниками конфликта.

Главное же условие предотвращения любых конфликтов, в том числе и вооруженных, - гармонизация национальных отношений в стране Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2003. С. 210.. Для этого необходимо следующее:

  • - наличие демократического правового государства. Существует две основные гарантии общественного спокойствия, гармонично влияющие друг на друга, - сильное государство, базирующееся на справедливых законах, и разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию;
  • - обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных меньшинств от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с организованной преступностью;
  • - предоставление компактно проживающим меньшинствам широкой автономии и права решения собственных дел, включая местные налоги, на региональном и местном уровнях;
  • - признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств, финансирование из центрального бюджете преподавания и вещания на их языке и других культурных мероприятий;
  • - максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный и местный уровень;
  • - проведение политики упреждения перерастания противоречий в кровопролитные конфликты. в последнее время для нормализации обстановки в зонах локальных и региональных конфликтов используется политика национального примирения, оправдавшая себя, например, в Никарагуа и Сальвадоре;
  • - демократизация межгосударственных отношений, отказ от произвольного толкования общепризнанных норм международного права;
  • - координация, компромисс национальных интересов как предпосылка их реализации; ведущим принципом национальной политики должно стать управление интересами через интересы национальностей;
  • - равноправие всех наций, удовлетворение их национально-культурных, религиозных, языковых и иных потребностей, укрепление демократии и централизма.

К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2003. С. 210.:

  • 1. «Избегание» как:
    • - игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны;
    • - уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;
    • - эмиграция представителей отдельных этнических групп.
  • 2. «Откладывание» - уход от противоборства в надежде, что изменятся обстоятельства и возникнут более благоприятные условия для разрешения конфликта;
  • 3. Переговоры - стороны сами избирают более предпочтительную процедуру, число участников переговоров необязательно равно числу втянутых в конфликт сторон;
  • 4. Третейское разбирательство - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих сторон;
  • 5. Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника, или путем создания следственных комиссий, устанавливающих и обследующих факты, вызывающие конфликт, или путем создания согласительных комиссий, вырабатывающих конкретные рекомендации сторонам.

В России до сих пор отсутствует необходимая правовая база для урегулирования межнациональных отношений, ненасильственного разрешения конфликтов на этнической почве. Не выработаны механизмы реализации конституционных положений, обеспечивающих претворение в жизнь демократических прав и свобод не только личности, но и этнонациональных сообществ.

Объективным ходом событий Россия вовлечена в процесс разрешения межнациональных проблем в ближнем зарубежье. Важно выработать свою принципиальную позицию по защите прав человека и прав национальных меньшинств в соответствии с международными нормами, поскольку каждый шаг так же будет оказывать прямое влияние на состояние межнациональных отношений в самой Российской Федерации.

Решение этих задач возможно лишь на системной основе с использованием современного аппарата и инструментария таких дисциплин, как теория систем, теория управления и системно-информационный анализ.

Роль Госкомнаца в решении этих вопросов должна резко возрасти, тем более, что за время его существования не разработано ни одного законопроекта или нормативного акта в области национальной политики, который оказал бы на нее существенное влияние.

На сегодняшний день так же резко встает вопрос о неравенстве субъектов Российской Федерации, края и области, в отличие от республик, не обладают статусом государственных образований. Это ставит вопрос о Русской республике, что в перспективе чревато демонтажем Российской Федерации как таковой. Цивилизованной альтернативой такому варианту явилась идей «земель», не нашедшая поддержки. Поэтому решение проблемы видится в придании равного статуса всем субъектам федерации. Однако никакое многообразие и равноправие субъектов не должны ставить под сомнение целостность Российской Федерации.