Женщины в истории олимпиады. Как женщины устроили февральскую революцию Женщины начали принимать участие

ЖЕНСКИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Н.Ю.Мельникова,
кафедра истории цивилизации,
физической культуры и спорта

Женский спорт в современном мире достаточно популярен, но не во всех регионах Земного шара его развитие происходит равномерно, и не во всех странах женщины могут в одинаковой мере им заниматься. Это обусловлено разным уровнем развития экономических, социальных, технических и других факторов, оказывающих решающее влияние на положение женщины в обществе и спорте.

В ряде исследований по проблемам женского спорта отмечается, что до недавнего времени женщина не выбирала свою роль в спорте, а принимала то, что ей было в определенной мере "дозволено" господствующими социально-культурными предпосылками.

В то время как современное понимание спорта, основанное на идее состязания и рекордов, постепенно внедрялось в общественное сознание, женщины не учитывались в спортивной идеологии, Общество исходило из того, что женщины физически столь же неполноценны, как дети и старики и ограждало их от риска, связанного с занятием спорта. Женщине не давали выйти в спорте за рамки строго регламентированных "свободных упражнений".

Теперь, когда доказано, что многие ограничения якобы медицинского характера, наложенные на женский спорт, на самом деле обусловлены традиционными предрассудками, женщины предпочитают заниматься теми видами спорта, к которым у них есть интерес и способности, независимо от того, считается он для них подходящим или нет.

Проблема женской олимпийской программы и уровень развития женского спорта в мире взаимосвязаны со значительно отличающимся статусом женщин в государствах с различными социальными системами. Между долей участия, спортивными достижениями женщин на Олимпийских играх и их социальным статусом в различных государствах существует определенная диспропорция. В государствах, не принимающих участия в Олимпийских играх или не выставляющих на них свои женские команды, как правило, отмечается высокая детская смертность, неудовлетворительное состояние здравоохранения и низкая продолжительность жизни. С другой стороны, активное участие в Играх и высокие спортивные достижения представительниц США, Японии и Европы отражают отмечаемый в этих странах социальный прогресс, по крайней мере, в тех слоях населения, из которых рекрутируются спортсменки.

Попытки стимулировать развитие женского спорта предпринимались в различных странах. Например, в подготовку предстоящим Олимпийским играм США включено повышение уровня квалификации преподавателей физической культуры и тренеров. В различных районах страны были созданы несколько национальных центров женского спорта.

Благодаря этим центрам тысячи преподавателей и тренеров получили возможность повысить свою квалификацию в гимнастике, легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, фехтовании прыжках в воду, лыжном спорте, фигурном катании, волейболе, баскетболе. Деятельность этих центров принесла США немалую пользу, поскольку гораздо большее число девушек интересуется сегодня олимпийскими видами спорта принимает участие в соревнованиях регионального и национального масштаба. Таким образом, в США расширена база олимпийских видов спорта для женщин и девушек.

Кроме этого, развернутая в США программа массового плавания, разработанная для различных возрастных групп, привела к выявлению новых юных чемпионов. При подготовительном олимпийском комитете США создан женский консультативный совет, представители которого входят в состав национальных спортивных комитетов и осуществляют руководство спортивными учебными заведениями совместно с органами физического воспитания населения. Женский консультативный совет помогает подготовительному олимпийском комитету в поиске молодых одаренных спортсменок.

В развивающихся странах семья является главным фактором, определяющим экономическое, социальное, правовое положение женщин, поэтому заботой о женщинах в этих странах является улучшение здравоохранения и питания, обучение методам регулирования рождаемости, борьба с неграмотностью и т.п.

Нельзя утверждать, что в этих странах женский спорт не развит. Тысячи девочек занимаются различными видами физической активности. Занятия спортом поощряются родителями, но в данном случае не любовь к спорту руководит ими, а возможности, которые он дает: спорт делает девочек стройными и подтянутыми, это повышает шансы удачно выйти замуж. Для большинства девушек занятия спортом прекращаются с окончание школы или после замужества.

Характерной особенностью для ряда стран является неослабевающее влияние религиозных и национальных традиций, что, в свою очередь, отражается на развитии женского спорта.

Так, после второй мировой войны ряд африканских стран, освободившихся от колониальной зависимости, получил доступ к занятиям спортом, но женщины еще до недавнего времени не могли привлекаться к тренировкам в тех видах спорта, в которых участвовали мужчины. Их уделом оставались танцы, музыка и игры.

Правительство Ирака запрещало женщинам принимать участие в международных соревнованиях до 1958г. В Иране женщинам было запрещено участвовать в любых видах спорта физической активности без присутствия мужа.

Перечисленные выше факты тормозят процесс подготовки физкультурных кадров из числа женщин.

В развитых странах женщины борются за расширение своих прав, за справедливое решение социальных проблем и осознание себя личностью.

Рост экономического развития дал возможность большинству обеспеченных женщин располагать и временем для занятий спортом, и деньгами для приобретения необходимого инвентаря и оборудования, платы за обучение и тренировки. Женщины в развитых странах занимаются спортом и имеют возможность принимать участие в различных международных соревнованиях.

И хотя развитие женского спорта тормозится в одних странах, но поощряется в других, все же сложившееся отношение к проблемам женского спорта говорит о том, что на сегодняшний день роль женщин в спорте остается для стран с различным социально экономическим строем неопределенной, и в свою очередь, отражается на роли женщин в международном олимпийском движении.

В конце 80-х начале 90-х гг. возрос статус женщин в различных государственных учреждениях, занимающихся вопросами спорта, а также возросло их участие в различных международных спортивных объединениях. Так, с 1981 по 1987гг. состав Международного Олимпийского Комитета были введены семь женщин.

Помимо МОК, женщины активно работают в ряде международных спортивных организаций. С 1973г. по 1985г. Генеральным директором МОК являлась представительница Франции М.Берлю, принцесса Анна (Великобритания) возглавляет Международную Федерацию конного спорта. К.Джилиани - Федерацию велоспорта Италии, В.Рован - работает на посту генерального секретаря Федерации бадминтона и тенниса Италии. Х.Велее - член Национальной футбольной Федерации Норвегии. В.Левидо - президент любительской велосипедной ассоциации Новой Зеландии. И.Бештхольд - вице-президент Легкоатлетической Федерации ФРГ. Большой вклад в развитие спорта в своих странах внесли Н. аль Хонда - генеральный секретарь НОК Сирии. М.Альва - государственный министр по делам молодежи и спорта, по делам женщин и детей Индии. Э.Авис-Первеле, занимавшая с 1981 по 1984г. пост министра по делам молодежи и спорта Франции.

Правительства ряда стран заинтересованы в более широком вовлечении женщин в олимпийское движение, поскольку Олимпийские игры оказывают существенное влияние на развитие женского спорта.

Так, например, в ХХ веке изменилось количественно и качественно отношение японских женщин к спорту. Изменения, касающиеся одежды, причесок, поведения, включают адаптацию к пришедшим из-за рубежа видам спорта, а также влияние Олимпийских игр, причем последние явились поворотным моментом в истории развития женского спорта в Японии, делящегося на следующие периоды: с 1870г. по 1910г., с 1920г. по 1944г., с 1945г. по 1950г., четвертый период начался с 1960г., после Игр ХVП олимпиады в Токио.

Помимо правительственных организаций, большую помощь в развитии женского спорта оказывает Международная ассоциация физического воспитания женщин и девушек. Начиная с 1949г. эта организация проводит международные научные конгрессы по проблемам женского спорта, выделяет финансовые средства на развитие женского спорта в отдельных странах.

Основной недостаток женской олимпийской программы состоит в максимальном числе дисциплин и упражнений в отдельных видах спорта на мировых, континентальных и региональных первенствах и минимальном их числе для видов спорта, присутствующих в женской олимпийской программе.

Отставание женских олимпийских видов спорта от общего международного уровня развития этих видов спорта в мире до недавнего времени наблюдалось в велосипедном спорте, стрельбе, гребле, парусном спорте и многих других.

Например, известно, что хоккеем на траве женщины начали заниматься еще до I мировой войны, и в 1927г. в Англии была создана самостоятельная международная спортивная организация "Международная федерация женских хоккейных клубов" (ИФБХК), которая на 1929г. объединяла 26 национальных женских Федераций (178). Хоккей на траве для мужчин появился в олимпийской программе на Играх IV Олимпиады в 1904г., женщинам пришлось дожидаться своего участия до Игр ХХП Олимпиады в 1980г.

Гребным спортом, которым женщины начали заниматься также до I мировой войны, поскольку еще до 1914г. в США, Канаде, Великобритании, Франции, Швеции и Германии были созданы национальные Федерации, в 1925г. впервые приняли участие в международных соревнованиях по гребле, однако, в женскую олимпийскую программу соревнования по гребле были включены только с Игр ХIV Олимпиады в 1948г. (гребля на байдарке одиночке, дистанция 500м).

Затем программа стала постепенно расширяться, но не такими быстрыми темпами, как программа для мужчин.

Анализ женской олимпийской программы показал, что все меньше остается в олимпийской программе в целом чисто "мужских" видов спорта. В программе Игр ХХVI Олимпиады 1996г. их только 5 - бокс, борьба, водное поло, современное пятиборье и тяжелая атлетика, дзюдо и футбол.

Таблица 1

Количественный состав участников соревнований на Играх ХХVI Олимпиады в Атланте (по видам спорта).

Вид спорта Количество стран-участниц Состав участников Всего
мужчины женщины
Бадминтон 37 96 96 192
Баскетбол 12 у мужчин
12 у женщин
143 143 286
Бейсбол 8 160 - 160
Бокс 99 364 - 364
Борьба вольная и греко-римская 75 406 - 406
Велосипедный спорт 67 379 112 491
Водное поло 12 156 - 156
Волейбол 12 у мужчин
12 у женщин
141 141 282
Гандбол 12 у мужчин
8 у женщин
191 128 319
Гимнастика 36 118 114 232
Гребля академическая 45 392 205 597
Гребля на байдарках и каноэ 45 240 100 340
Гребной слалом на байдарках и каноэ 30 104 29 133
Дзюдо 92 241 151 392
Конный спорт 31 156 68 224
Легкая атлетика 193 1407 852 2259
Настольный теннис 51 87 83 170
Парусный спорт 78 359 100 459
Плавание 119 436 349 785
Пляжный волейбол 19 у мужчин
13 у женщин
48 36 84
Прыжки в воду 39 66 56 122
Синхронное плавание 8 - 70 70
Современное пятиборье 23 34 - 34
Софтбол 8 - 119 119
Стрельба из лука 41 77 75 152
Стрельба пулевая и стендовая 100 295 128 423
Теннис 56 96 89 185
Тяжелая атлетика 79 253 - 253
Фехтование 46
8 у женщин
140 93 233
Хоккей на траве 12 у мужчин 8 у женщин 190 126 318
Художественная гимнастика (ритмическая гимнастика) 23 - 92 92
И т о г о 197 7060 3684 10744

В женскую олимпийскую программу Игр ХХVП Олимпиады 2000г. включена тяжелая атлетика, а по другим видам спорта давно проводятся мировые, региональные и континентальные первенства среди женщин, что, возможно, является предвестником их олимпийского признания. Положительно на развитие женской олимпийской программы влияет также то, что ряд международных спортивных Федераций идет на допуск к соревнованиям без учета пола. Так мужчины и женщины принимают участие в стрелковом спорте (Игры ХIХ Олимпиады 1968г.), парусном спорте (Игры ХV Олимпиады 1952г.), и конном спорте (Игры ХVI Олимпиады 1956г.), в состязаниях по которому женщины часто выигрывают соревнования по отдельным дисциплинам - Л.Линзенхоф (Германия), олимпийская чемпионка Игр ХХ Олимпиады 1972г., К.Штюкельбергер (Швейцария) - олимпийская чемпионка Игр ХХI Олимпиады в 1976г., Э.Тейлор (Австрия) - олимпийская чемпионка Игр ХХП Олимпиады 1980г., А.Грезе (Швейцария) - серебряный призер Игр ХХШ Олимпиады в 1984г., Н.Упхофф (Германия) - двукратная чемпионка Игр ХХIV Олимпиады в 1988г.

Отдельные субъективные обстоятельства сыграли немалую роль в том, что значительно увеличилось число дисциплин в некоторых видах спорта женской олимпийской программы. С другой стороны, одним из признаков нерегулируемого характера развития олимпийской программы является тот факт, что участие женщин в олимпийских играх отставало вплоть до 1972г. от общего уровня развития женского спорта.

Женская олимпийская программа должна не только отражать уровень развития женского спорта в мире, но и даже несколько превышать его. Олимпийские игры являются значительным стимулом для развития спорта среди женщин и это весьма важно для человечества, поскольку исключительно велико влияние женщин на подрастающее поколение.

Устойчивую тенденцию развития женского спорта подтвердили игры ХХVI олимпиады 1996г. Это выразилось как в увеличении олимпийской программы (97 видов), так и в увеличении общего количеств участниц (3684 чел.). Начиная с 1952г. эти показатели увеличились соответственно в 4,2 раза и 6,1 раза.

На Играх ХХVI Олимпиады в 1996г. женщины составляли более трети всех участников Игр. Высоким был процент женщин в командах, занявших первые 6 мест в неофициальных командных зачетах: США - 43,2%, Российская Федерация - 39,4%, Германия - 41,5%, Китайская Народная Республика - 64,0%, Франция - 34,7%, Италия - 32,1%.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод: во-первых, в различных государствах отношение к женскому спорту складывалось неоднозначно. В развитых странах женщинам открыт широкий доступ к занятиям спортом. В развивающихся странах, в особенности в среде средних и низших классов, еще сильны религиозные и сословные предрассудки, тормозящие развитие женского спорта и участие женщин этих стран в Олимпийских играх.

Во-вторых, женщинам приходится вести постоянную борьбу за свое равноправие во всех сферах общественной жизни, и тот факт, что в настоящее время еще мало женщин входят в состав МОК, руководят в МСФ и НОК, объясняется не слабой социальной активностью женщин, а тем, что еще продолжает сохраняться юридическое неравенство полов.

В-третьих, существует определенная взаимосвязь между уровнем развития женских видов спорта, их популярностью и распространением в мире и присутствием данных видов спорта в женской олимпийской программе. Часто виды спорта, не получившие широкого распространения в мире, присутствуют в женской олимпийской программе, а более популярные и распространенные остаются за ее пределами. При обсуждении вопросов, касающихся включения вида спорта в женскую олимпийскую программу, надо учитывать как популярность данного вида спорта в мире, так и его распространение, руководствуясь при этом правилами Олимпийской Хартии.

Вопросы к участию во Всероссийской викторине.

По физической культуре.

Для учащихся 10-11 классов

Составил учителя физической культуры из города Новороссийска: Серебренникова Н.Ю.

Вопрос 1. Первый Олимпийские игры Древности состоялись в…

А . 906 г. до нашей эры.

Б . 1201 г до нашей эры.

В . 776 г. до нашей эры.

Г. 1089г до нашей эры

Ответ 1 . С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. они состоялись.

Вопрос 2. Александр Попов олимпийский чемпион в каком виде спорта –

А . Гимнастике.

Б. Борьбе.

В . Плавание.

Г. Биатлоне

Ответ 2 . Алекса́ндр Влади́мирович Попо́в (16 ноября 1971, Свердловск-45, ныне г. Лесной, Свердловская область, РСФСР, СССР) - выдающийся советский и российский пловец, четырёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира... Александр Попов олимпийский чемпион по плаванию.

Вопрос 3. Исторически сложившаяся деятельность человека, базирующаяся на соревнованиях, выявляющая победителей и определяющая спортивные достижения, называется -

А. Спорт

Б. Физическая культура

В. Физическое воспитание

Г. Спортивные состязания

Ответ 3. Исторически сложившаяся деятельность человека, базирующаяся на соревнованиях, выявляющая победителей и определяющая спортивные достижения, называется - спорт.

Вопрос 4. Структура урока физической культуры состоит из …

А . Вводной, разминочной, восстановительной части.

Б . Подготовительной, основной, заключительной части.

В . Организационной, самостоятельной, низкоинтенсивной части.

Г. Подготовительной, соревновательной, результативной части

Ответ 4 . Школьный урок физической культуры строится в соответствии с общими положениями. Как и всякое иное рационально организованное занятие, он состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной.

Вопрос 5. Основным средством физического воспитания является …

А .Физические упражнения.

Б . Закаливание.

В . Соблюдение режима дня.

Г. Тренировка

Ответ 5. Основным средством физического воспитания являются физические упражнения, с помощью которых формируются жизненно важные умения и навыки, воспитываются физические качества, развиваются физические способности.

Вопрос 6. Физкультминутки и физкультпаузы используются в режиме дня для …

А. Снятие стресса

Б. Подготовки к урокам физической культуры

В. Поддержание работоспособности

Г. Для перехода к новому виду деятельности

Ответ 6. Физкультминутки и физкультпаузы используют в режиме дня для поддержания работоспособности человека. К таким комплексам физических упражнений обращаются при ощущении первых признаков утомления.

Вопрос 7. Основные факторы риска в образе жизни людей – это …

А. Малая двигательная активность (гипокинезия), психологические стрессы.

Б . Нарушение в питании, переедание.

В . Всё перечисленное.

Г. Алкоголизм, наркомания, курение.

Ответ 7. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Для здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, поэтому основными факторами риска является все перечисление пункты.

Вопрос 8. Совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека определяют …

А. Общественную гигиену.

Б . Личную гигиену.

В . Специальную гигиену.

Г. Школьная гигиену.

Ответ 8. Личная гигиена определяется совокупностью гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья и включает общие гигиенические правила для любого возраста.

Вопрос 9. Система использований физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям принято называть …

А . Здоровым образом жизни.

Б . Закаливанием.

В . Атлетической гимнастикой.

Г. Солнечные ванны

Ответ 9. Закаливание – это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Вопрос 10. Физическим упражнением называют …

А. Двигательное действие, используемое для формирования техники движений

Б. Двигательное действие, используемое для развития физических качеств и укрепления здоровья

В. Двигательные действия, выполняемые на уроках физической культуры и в самостоятельных занятиях

Г. Двигательные действия, выполняемые в самостоятельных занятиях

Ответ 10. Физическим упражнением называют- двигательное действие, используемое для развития физических качеств и укрепления здоровья.

Вопрос 11. В каком году и где состоялись первые Зимние Олимпийские Игры?

А . В 1924 году в Шамони .

Б . В 1928 году в Берне.

В . В 1908 году в Лондоне.

Г. В 1948 году Санкт- Мориц

Ответ11. I зимние Олимпийские игры проводились с 25 января по 5 февраля 1924 года в Шамони (Франция).

Вопрос 12. Женщины начали принимать участие в …

А. Играх I Олимпиады (1896 г. Афины, Греция).

Б. Играх II Олимпиады (1900 г. Париж, Франция).

Г. Играх IV Олимпиады (1908 г. Лондон, Великобритания).

Ответ12. Олимпийский дебют женщин состоялся в Париже на Играх II Олимпиады 1900 года. Шесть спортсменок разыграли первенство в соревнованиях по теннису и восемь - по гольфу.

Вопрос13. Международная олимпийская академия находится в …

А. Афинах.

Б. Цюрихе.

В. Олимпии.

Г. Париже.

Ответ13. Международная олимпийская академия (МОА) создана в 1961 году. Работает под покровительством МОК, финансируется НОК Греции и находится в Олимпии .

Вопрос 14. Первая летняя Спартакиада народов СССР проводилась в …

А. 1948 году.

Б. 1952 году.

В. 1956 году.

Г. 1960 году.

Ответ 14. Глобальный же масштаб эти состязания приняли в 1956 году, когда прошла первая Спартакиада народов СССР. Спартакиада народов СССР проводилась, как правило, в год, предшествующий Олимпийским играм.

Вопрос 15. Для нормальной деятельности центральной нервной системы, регуляции обмена углеводного и аминокислот, необходим …

А. витамин А.

Б. витамин B 1.

В. витамин С.

Г. витамин D.

Ответ15. Витамин В1 (тиамин). Функции: Входит в состав ферментов, регулирует углеводный обмен, обмен аминокислот, обеспечивает нормальную деятельность ЦНС и периферической нервной системы.

16. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно …

А. витамина А.

Б. витамин B 1.

В. витамин С.

Г. витамин D.

Ответ 16. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно С.

Вопрос 17. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть …

А. гимнастикой.

Б. терренкуром.

В. соревнованием.

Г. видом спорта.

Ответ 17. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и, исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть видом спорта.

Вопрос 18. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании …

А. собственно-силовых способностей.

Б. скоростных способностей.

В. скоростно-силовых способностей.

Г. общей выносливости.

Ответ 17. Упражнения с преодолением веса собственного тела, применяют в тренировках людей различного возраста, пола, подготовленности и во всех формах занятий. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании собственно-силовых способностей.

Вопрос 19. Термин «Олимпиада» означает …

А. соревнования на Олимпийских играх.

Б. собрание спортсменов в одном городе.

В. високосный год.

Г. четырёхлетний период между Олимпийскими играми.

Ответ19. Термин «Олимпиада» означает период в четыре года подряд, который начинается открытием одних олимпийских игр и заканчивается открытием игр следующей олимпиады.

Вопрос 20. В каком году состоялись первые летние юношеские олимпийские игры:

А. 2010 году.

Б. 2008 году

В. 2000 году

Г. 1998 году.

Ответ 20. Летние юношеские Олимпийские игры 2010 - первые летние Олимпийские игры среди спортсменов-юниоров в возрасте от 14 до 18 лет, которые состоялись в Сингапуре с 14 по 26 августа 2010 года.


Управление образования Администрации города Когалыма

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по физической культуре

2012-13 учебный год

9,10,11 класс

Ф.И.О._________________________________________________________________КЛ___

Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл.

Время выполнения задания – 40 минут.

1. Женщины начали принимать участие в …

а. Играх I Олимпиады (1896 г. Афины, Греция).

б. Играх II Олимпиады (1900 г. Париж, Франция).

г. Играх IV Олимпиады (1908 г. Лондон, Великобритания).

2. Международная олимпийская академия находится в …

а. Афинах. б. Цюрихе.

в. Олимпии. г. Париже.

3. Первая летняя Спартакиада народов СССР проводилась в …

а. 1948 году. б. 1952 году.

в. 1956 году. г. 1960 году.

4. Динамика индивидуального развития человека обусловлена …

а. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

б. наследственностью человека.

в. влиянием социальных и экологических факторов.

г. двигательной активностью человека.

5. Совокупность упражнений, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как …

а. тренировка. б. методика.

в. система занятий. г. педагогическое воздействие.

6. Состояние расслабляться, снятие напряжённости, достигаемое самопроизвольно или под воздействием физиотерапевтических процедур обозначается как

а. ретардация. б. рекреация.

в. реинкарнация. г. релаксация.

7. Скелетон является разновидностью…

а. санного спорта. б. конькобежного спорта.

в. горнолыжного спорта. г. многоборий.

8. Джоггинг – это обозначение …

а. бега трусцой.

б. вида «боевой» аэробики.

в. союз молодёжи спортивного клуба.

г. разновидности нетрадиционных видов единоборств.

9. При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать

а. через рот и нос попеременно. б. только через рот.

в. через рот и нос одновременно. г. только через нос.

10. Правила баскетбола при ничейном счёте в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью …

а. 3 минуты. б. 5 минут. в. 7 минут. г. 10 минут.

11. Правила волейбола предусматривают, что команда в каждой партии имеет право максимум на …

а. три замены. б. пять замен.

в. шесть замен. г. количество замен не ограничивается.

12. Для нормальной деятельности центральной нервной системы, регуляции обмена углеводного и аминокислот, необходим …

а. витамин А. б. витамин B 1.

в. витамин С. г. витамин D.

13. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно …

а. витамина А. б. витамин B 1.

в. витамин С. г. витамин D.

14. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть …

а. гимнастикой. б. терренкуром.

в. соревнованием. г. видом спорта.

15. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании …

а. собственно-силовых способностей. б. скоростных способностей.

в. скоростно-силовых способностей. г. общей выносливости.

16. Термин «Олимпиада» означает …

а. соревнования на Олимпийских играх.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. високосный год.

г. четырёхлетний период между Олимпийскими играми.

17. В каком году состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. 2010 году. б. 2008 году

в. 2000 году г. 1998 году.

18. Где состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. Корейская Народно - Демократическая Республика.

б. Республика Сингапур.

в.Китайская Народная Республика.

г. Южно-африканская Республика

19. Основным средством физического воспитания является …

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

20. Нагрузка физических упражнений характеризуется …

а. величиной их воздействия на организм.

б. целью занятия.

в. самочувствием занимающихся.

г. временем и количеством повторений двигательных действий.

Вопросы в открытой форме

21. Часть культуры общества, ориентированная на выявление и сравнение человеческих возможностей обозначается как

22. Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является соревнования.

23. Ценностями физической культуры человек овладевает в процессе

24. Конечной целью шахматной игры является

25. Законченный цикл движений, повторяющийся многократно в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и других видах спорта обозначается как …

26.Сохранение равновесия тела путём изменения положения его отдельных звеньев обозначается как

27. Состояние устойчивого положения тела в пространстве обозначается как

28. Интенсивность физического упражнения, выполняемого без перерыва от 5 до 30 минут, по физиологическим критериям относят к зоне мощности работы.

29. В 2004 г. в Афинах Юрий Борзаковский стал олимпийским чемпионом Игр XVIII Олимпиады в

    Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих олимпийских игр…….

Общеэллинские спортивные соревнования проходили один раз в четыре года на Пелопоннесе (южная часть Греции) рядом с храмом Зевса Олимпийского, отчего и стали называться Олимпийскими Играми. В глубокой древности игры были частью сложного религиозного ритуала, к которому допускались только мужчины. Первое упоминание об играх мы находим у Гомера: Ахилл после смерти своего друга Патрокла устроил пышную тризну, сопровождавшуюся играми среди участников Троянского похода.

Победа на Олимпиаде ценилась не ниже, а, может быть, и выше воинских подвигов. Обладатели заветных лавровых венков приравнивались к богам; им наравне с богами ставили памятники, их до конца дней содержали за счет общины, им воздавали поистине неземные почести. Считалось, что они отмечены богами. Нужно сказать, что для эллинов важно было занять только первое место, то есть быть лучшим. Второго и третьего места, как сегодня, у них не было.

Игры были делом чисто мужским - женщинам не только запрещалось участвовать в состязаниях, но даже их присутствие в качестве зрителей каралось смертной казнью. Казалось бы, женщина могла пробраться в число участников, надев мужской костюм. Однако это было невозможно, потому что никакого «спортивного костюма», кроме «бронзы кожи» у участников игр не существовало – они выступали обнаженными (кстати, само слово «гимнастика» произошло от «гимнос» - обнаженный).

Судьями - их называли «элланодиками» - были наиболее уважаемые и авторитетные граждане разных полисов, что полностью исключало какую-либо коррупцию.

И, несмотря на табу, нам все-таки известна одна Олимпийская чемпионка: надпись и воздвигнутый в честь нее монумент в Олимпии наблюдал еще во II в. н.э. известный греческий историк Павсаний.

Как же ей это удалось?

Уделом большинства гречанок был дом, заботы о семье и т.д. Лишь в Спарте женщины пользовались большей свободой. Известен случай, когда афинянин упрекнул спартанца в недостатке демократии в их государстве, на что последний ответил: «Наведи сначала демократию в своей семье». О более свободном положении спартанок по сравнению с женщинами других греческих государств говорит также тот факт, что в Спарте существовала целая прослойка граждан, которых называли «парфениями». Считается, что это были дети, рожденные спартанками в девичестве (то есть до брака), что не осуждалось обществом.

Женщина, которой удалось победить в соревнованиях среди мужчин, была спартанкой знатного царского рода. Ее звали Киниска и она была сестрой спартанского царя Агесилая, при котором Спарта (в конце V – начале IV веков до н.э.) достигла пика своего могущества и влияния в Средиземноморье.

Киниска занималась разведением лошадей. Это увлечение поддерживал ее знаменитый брат, хоть и относился к нему не очень серьезно. Тем не менее, выставленная Киниской на Олимпийских играх четверка лошадей пришла к финишу первой. А поскольку победителем считался владелец упряжки – Киниске полагался лавровый венок и все связанные с победой почести.

Таким образом, Киниска стала «олимпиоником» - так называли олимпийских чемпионов, и нам не известно, был ли женский вариант этого слова.

Едва различимая надпись, которую Павсаний спустя более чем пять веков после этого события смог записать в свой «путеводитель» по Элладе, сохранив ее для нас, имеет следующее содержание:

Мои отцы и братья были спартанскими царями,
Я одержала победу с командой быстроногих коней
И воздвигла этот памятник я, Киниска.
Я говорю, что я единственная женщина в Греции,
Завоевавшая этот венок.

Некоторые историки, правда, упрекают Киниску в том, что она не упомянула в своей хвалебной надписи даже имени возницы, который, собственно говоря, и добыл победу для владелицы олимпийской упряжки. Но Киниска, видимо, сочла, что «не царское это дело».

кандидат ист.наук, археолог, экс-ИИМК РАН
Николай Саввониди

Большой спорт №9(35)

Николай Орлов

В Древней Элладе женщинам под страхом смертной казни запрещалось не только участвовать, но даже присутствовать на Олимпийских играх. Древнегреческий писатель Павсаний упоминает огромную скалу вблизи Олимпии, с которой якобы сбрасывали тех, кто осмеливался нарушить этот запрет.

В Древней Элладе женщинам под страхом смертной казни запрещалось не только участвовать, но даже присутствовать на Олимпийских играх. Древнегреческий писатель Павсаний упоминает огромную скалу вблизи Олимпии, с которой якобы сбрасывали тех, кто осмеливался нарушить этот запрет. Впрочем, в истории не было зафиксировано ни одной жертвы, а единственную пробравшуюся на Олимпиаду женщину – легендарную Каллипатеру (или по другим источникам – Ференику) помиловали. Эллины так и не осмелились казнить мать чемпиона, которая сама подготовила сына к состязаниям и, рискуя жизнью, пришла посмотреть на его триумф.

К участию в первой современной Олимпиаде женщины также не были допущены, однако уже в 1900 году в Париже они вышли на старт. С тех пор их представительство на Играх лишь увеличивалось, а в некоторых дисциплинах они достигли куда больших успехов, чем их коллеги-мужчины.

Парус или теннис?

По данным Международного олимпийского комитета, во II летних Олимпийских играх в Париже принимали участие 22 женщины. Они соревновались в пяти дисциплинах: крокете, теннисе, гольфе, конном и парусном спорте. Впрочем, информация из архивов настолько противоречива, что сами члены МОК не могут прийти к единому мнению насчет того, кого именно считать первой женщиной – участницей олимпийской программы. В Journal des Sports упоминается о двух французских крокетистках, заявившихся на соревнования наряду с мужчинами, но выбывших уже в первом раунде. Правда, в других источниках сведения об этих дамах отсутствуют.

Состязания по парусному спорту стартовали раньше турнира по крокету, и, по некоторым данным, в них принимала участие швейцарка Хелен де Пурталес. Впрочем, в источниках, которые МОК считает достоверными, ее имя не значится. Зато упоминается ее муж Херманн, экипаж которого на яхте Lerina победил в классе 1–2 тонны. Участвовала ли в гонках сама Хелен, равно как и ее супруг, до сих пор неясно. В те времена была распространена практика, когда богатые судовладельцы заявлялись на соревнования, но лично на старт не выходили – за них гонялась нанятая команда. В конных видах участие принимала Эльвира Гуэрра, однако она выступала в классе, который МОК впоследствии не признал олимпийским.

Зато легитимность присутствия женщин в турнирах по теннису и гольфу сомнения не вызывает: уже тогда они состязались в этих дисциплинах отдельно от мужчин.
Но не только. На Играх 1900, 1912, 1920 и 1924 годов в теннисную программу входили еще и соревнования смешанных пар. На II летней Олимпиаде победили британки Шарлотта Купер и Реджинальд Догерти. Именно Купер, которой в ту пору было 30 лет, официально считается первой женщиной, выигравшей Олимпийские игры, – она победила в одиночном разряде раньше американской гольфистки Маргарет Эббот. Сегодня смешанные пары не разыгрывают олимпийских медалей, однако мужчины и женщины борются за одинаковое количество наград – по две: в одиночном и парном разрядах.

Женщины и море

Как бы ни оспаривали достижение Хелен де Пурталес, факт остается фактом: именно парусный спорт стал первой олимпийской дисциплиной, в которой половая принадлежность спортсменов перестала иметь значение, – до 1952 года все виды здесь являлись «открытыми», то есть к стартам допускались в равной степени как мужчины, так и женщины. Правда, «допускались» и «выступали» – в данном случае далеко не синонимичные понятия. Дам в составах экипажей насчитывалось в разы меньше, чем джентльменов, а первая (или вторая после де Пурталес) олимпийская чемпионка по парусному спорту появилась лишь в 1920-м – ею стала британка Дороти Райт, входившая в экипаж 7-метровой яхты.

«Открытые» виды существуют в олимпийской программе и сегодня – на Играх в Пекине таковыми стали Finn, 49er и Tornado. Однако на Олимпиаде 2008 года участие в них женщин стало чистой формальностью – в Китае все экипажи состояли исключительно из мужчин.

Впервые право соревноваться между собой представительницы слабого пола получили в яхтинге в 1988 году – в Сеуле в классе 470 разыграли два комплекта медалей. Третью ступень пьедестала почета тогда заняли Лариса Москаленко и Ирина Шуниховская. Их бронзовая медаль – по сей день единственная «женская» награда в истории как советского, так и российского парусного спорта. Украинки, кстати, оказались куда более удачливыми, но это уже совсем другая история.

Принцип равенства полов в выездке распространяется не только на спортсменов, но и на животных. Мужчины и женщины, кобылы, жеребцы и мерины стартуют здесь все вместе. При этом тотальное доминирование женщин специалисты объясняют сугубо психологическими факторами: представительницы слабого пола намного терпеливее и трудолюбивее своих коллег-мужчин, что в общении с лошадью имеет решающее значение

По коням

До 1952 года к олимпийским соревнованиям по конному спорту допускались лишь мужчины, служащие в кавалерии. И только к Олимпиаде в Хельсинки ограничения по гендерному и профессиональному признакам были сняты. Сегодня конный спорт – единственная дисциплина, все соревнования в которой имеют статус «открытых». Не регламентировано также и количество разнополых спортсменов в команде. Более того, именно женщины задают здесь тон и держат лидерство. Особенно сильны позиции дам в выездке – с 1988 года только они становятся победителями в индивидуальном зачете, а с 2000-го и вовсе не позволяют мужчинам войти в тройку призеров.

В Пекине женщины завоевали медали во всех без исключения видах, и медалисток оказалось намного больше, чем медалистов. Самая именитая из действующих спортсменок – Анке ван Грюнсвен (Нидерланды), выигравшая три последние Олимпиады в индивидуальном зачете и завоевывавшая награды на пяти Играх кряду.

Целься

Как и парусный спорт, стрельба изначально считалась «открытым» видом, но и здесь доля женщин среди участников была невелика, а среди призеров Игр – и вовсе ничтожна. До 1984 года, когда в некоторых видах начали проводиться раздельные турниры, дамы завоевали лишь две награды. В 1976-м обладательницей серебряной медали в стрельбе из малокалиберной винтовки с 50 метров из трех положений стала Маргарет Мэрдок. Несмотря на то что американка оказалась первой женщиной – призером Игр в стрельбе, сенсационным ее результат назвать сложно: Маргарет имела более чем десятилетний опыт успешного соперничества с мужчинами и становилась победительницей и призером первенств планеты в командных соревнованиях.

В 1992-м олимпийской чемпионкой по стендовой стрельбе в упражнении «Скит» в смешанном разряде сенсационно стала китаянка Чжан Шань. Но возможности защитить титул у нее не было – в Атланте-96
к этому виду программы допускались только мужчины. Женский «Скит» появился в программе Игр 2000 года, однако Чжан Шань, хотя и приняла участие в двух Олимпиадах, больше медалей не завоевала. Впрочем, 41-летняя спортсменка еще не завершила карьеру и, возможно, выступит в Лондоне.

На Олимпиаде в Пекине в стрельбе разыгрывались 15 комплектов медалей, из которых 9 «мужских» и 6 «женских», «открытых» видов в программе больше нет.

С ног на голову

В 1984 году в программе Олимпийских игр появились дисциплины, право соревноваться в которых получили только женщины, – художественная гимнастика и синхронное плавание.

До 1996-го в художественной гимнастике разыгрывался лишь один комплект наград – в индивидуальном многоборье, на Играх в Атланте появился второй – в групповых упражнениях. Наибольших успехов на Олимпиадах в групповых упражнениях добились двукратные олимпийские чемпионки Наталья Лаврова и Елена Посевина из России, а в индивидуальных – их соотечественница Алина Кабаева и выступавшая за сборную СССР украинка Александра Тимошенко: у каждой из них по одной золотой и одной бронзовой медали. Вопрос о том, когда схожими достижениями смогут похвастаться мужчины, остается без ответа. Несмотря на то что в первенстве планеты участвуют представители более десятка стран и география этого вида спорта постоянно расширяется, Международная федерация гимнастики (FIG ) отказывается допускать сюда мужчин. А без этого об олимпийском статусе остается только мечтать.

Молот и ядро в легкой атлетике весят одинаково – 7,257 килограмма у мужчин и 4 килограмма у женщин, однако схожие результаты представители разных полов показывают лишь во второй из этих дисциплин. Мужской рекорд мира в толкании ядра составляет 23,12 метра, а женский – 22,66 метра. В метании молота показатели сильного пола значительно выше: 86,74 против 77,80 метра

Борьба мужчин за равноправие

Во второй сугубо женской олимпийской дисциплине – синхронном плавании изначально разыгрывалось два комплекта медалей: в одиночных и парных выступлениях. На Играх в Атланте оба вида исключили из программы, заменив их групповыми упражнениями, но в 2000-м в Сиднее состязания дуэтов вновь обрели олимпийский статус.

Сегодня самыми титулованными синхронистками планеты являются россиянки Ольга Брусникина, Мария Киселева, Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова – у каждой по четыре золотых награды. Несмотря на то что Международная федерация плавания (FINA ) запрещает мужчинам принимать участие в Олимпийских играх и чемпионатах мира, в некоторых странах (в частности, в США и Канаде) такая практика все же допускается и разнополые спортсмены соревнуются на равных. Более того, американец Билл Мэй в 1998 году стал серебряным призером Игр доброй воли в паре с Кристиной Лум и дважды признавался лучшим синхронистом страны по итогам года. На весьма высоком уровне выступает и представитель Германии Николас Штопель – лишь запрет FINA не позволяет уроженцу Бохума принять участие в мировом первенстве или Олимпиаде. Впрочем, Штопель не унывает и при необходимости готов защищать свое право соревноваться с женщинами даже в суде.

Трехкратная олимпийская чемпионка Наташа Янич – живой символ размытости границ в мире спорта. В олимпийском Сиднее байдарочница представляла Сербию и Черногорию, а в Афинах и Пекине – уже Грецию, в то время как ее родные братья Мико и Степан защищали цвета Хорватии

Узаконенное равенство

А вот представительницы слабого пола равноправия уже добились. В 2012 году в Лондоне дебютирует женский бокс, после чего в программе летних Олимпиад не останется ни одного сугубо «мужского» вида спорта. В программе же зимних Игр таковые сохраняются – в прыжках с трамплина и лыжном двоеборье женщинам участвовать запрещено. Так что общий счет пока равный – на два летних «женских» вида приходятся два зимних «мужских». И в ближайшие годы статус-кво сохранится – еще в 1991-м МОК принял положение, согласно которому претендовать на включение в олимпийскую программу могут только дисциплины, состязаться в которых могут и женщины. Именно по этой причине на Игры синхронно попали и покинули их бейсбол и его ближайший родственник – софтбол. И тот факт, что когда-то на Олимпиадах дамы пребывали в численном меньшинстве, вполне может стать достоянием истории – процент женщин среди участников Игр неуклонно растет, приближаясь сегодня к пятидесяти.