Известные ученые-биологи мира и их открытия. Выдающиеся учёные-натуралисты (Пристли, Парацельс, Ломоносов, Дарвин, Вернадский) Известные естествоиспытатели и их открытия

10 февраля 2017

Великие естествоиспытатели были знаменитыми учеными, которые изучали природу непосредственно взаимодействуя с ней. Данное слово можно расшифровать, если поделить его на две части: "естество" - это природа, а "испытание" - проверка.

Великие естествоиспытатели: список

В период естествознания, когда природу нужно было описывать и изучать в целом, т. е. использовать знания из разных сфер науки, таких как ботаника, астрономия, зоология, минералогия, появились первые естествоиспытатели в разных странах мира. Стоит перечислить ученых, а о некоторых рассказать подробнее, которым удалось совершить интересные открытия, когда еще так мало было возможностей и знаний:

  • Стив Ирвин (Австралия).
  • Терри Ирвин (Австралия).
  • Элис Мэнфилд (Австралия).
  • Жозе Бонифасиу де Андрада и Силва (Бразилия).
  • Бартоломеу Лоуренсу де Гусман (Бразилия).
  • Эрик Понтоппидан (Дания).
  • Фредерик Фабер (Дания).

Великие естествоиспытатели были во Франции, Германии, Великобритании, Польше, Хорватии, Швейцарии и в России, среди которых известны Вячеслав Павлович Ковриго, Александр Федорович Котс и Михаил Васильевич Ломоносов.

Первый естествоиспытатель

Интерес к природе у человека появился еще в древности, когда он стал задумываться о том, какие растения можно употреблять в пищу, а какие нет, как охотиться на животных и как их приручить.

В Древней Греции появились первые великие естествоиспытатели, в том числе и Аристотель. Он первым стал изучать и наблюдать за природой и сделал попытку систематизировать полученные знания. При этом к своим наблюдениям ученый прилагал зарисовки, что помогало при исследовании. Это было первое научное пособие, которое долгое время использовали при изучении.

При жизни Аристотель создал большой зоологический сад, и в помощь ему были даны несколько тысяч человек, среди них рыболовы, пастухи, охотники, где каждый слыл мастером в своем направлении.

На основе собранных сведений ученый написал более 50 книг, где разделил организмы на простейшие, которые стояли на самой низшей ступени развития, а также выделил другие живые организмы, которые устроены сложнее. Он выделил группу животных, которые сегодня носят название Членистоногие, относятся к ним Насекомые и Ракообразные.

Великие естествоиспытатели: Карл Линней

Постепенно знания накапливались, растениям и животным приходилось давать названия, но на разных материках люди давали свои наименования, вследствие чего возникала путаница. Особенно тяжело было ученым обмениваться знаниями и опытом, потому что сложно было понять, о чем или о ком идет речь. Система Аристотеля, которой пользовались долгое время, устаревала и уже не была актуальной, когда открыли новые земли.

Первым, кто понял, что настало время навести порядок, был шведский ученый Карл Линней, который проделал огромную работу в 17-м веке.

Он дал каждому виду название, причем на латинском языке, чтобы все могли понимать в разных странах мира. Также организмы были распределены на группы и классификации и получили двойное название (подвид). Например, береза имеет дополнительное имя как плосколистная и карликовая, медведь бурый и белый.

Системой Линнея пользуются до сих пор, хотя в разное время она видоизменялась и дополнялась, но ядро этой системы осталось прежним.

Чарльз Дарвин

В 19-м веке в Англии жил знаменитый ученый Чарльз Дарвин, который внес вклад в развитие науки и создал свою теорию происхождения мира, о которой знает каждый школьник.

Многие великие естествоиспытатели придерживались версии Дарвина, которая заключалась в том, что живые организмы изменяются с течением времени, приспосабливаясь к определенным условиям жизни. Но не все могут приспособиться, и выживает сильнейший, который к тому же способен передать свои лучшие качества по наследству потомкам.

Российские ученые

В разные годы великие естествоиспытатели были и в России, и многие знают об их заслугах и открытиях.

Ученый-генетик Николай Вавилов внес огромный вклад в изучение культурных растений. Он собрал крупнейшую коллекцию семян, которая насчитывала около 250 тысяч образцов, определил их место происхождения, а также разработал теорию об иммунитете растений.

Большой вклад в сферу иммунологии внес Илья Ильич Мечников, изучая организм человека и то, как он борется с различными вирусами. Работы были посвящены изучению холеры, тифа, туберкулеза, а также сифилиса, попыткам понять происхождение и найти способы борьбы. Он искусственно вызвал сифилис у обезьяны и описал это в своих трудах. Только за эти достижения его можно отнести к категории "великие естествоиспытатели". Биология для него была главной наукой: он создал теорию о происхождении многоклеточных организмов, при выведении которой посвятил много времени изучению процесса старения, и считал, что старость наступает преждевременно из-за самоотравления организма различными микробами и ядами.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Ученых, изучающих природу, называют естествоиспытателями . Знания о природе добыты трудами очень большого числа ученых-естествоиспытателей, живших в разное время и в разных странах. Среди этих ученых есть великие, которые внесли в науку огромный вклад. О многих великих естествоиспытателях еще будет рассказано в учебнике, а с некоторыми мы познакомимся уже сейчас.

Интерес человека к природе возник в глубокой древности. Еще первобытные люди начали собирать сведения о растениях и животных. Например, о том, какие растения съедобны, о повадках животных, на которых приходилось охотиться. Со временем накапливалось все больше и больше сведений о разнообразии растений и животных нашей планеты. Возникала даже путаница в их названиях, потому что строгих правил, как давать живым существам научные названия, не было. Особенно трудно стало ученым разных стран понимать друг друга - одни и те же растения и животные назывались у них по-разному. Нужно было привести в порядок все знания о разнообразии организмов. Эту огромную работу проделал в XVIII в. великий шведский ученый Карл Линней (1707- 1778).

Карл Линней

Линней дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, причем на латинском языке, понятном ученым разных стран. Все организмы он распределил по группам, т. е. предложил классификацию организмов. Она была принята учеными всего мира и использовалась много лет.

В XIX в. жил и работал великий английский ученый Чарлз Дарвин (1809-1882).

Чарлз Дарвин

Он был убежден, что растения и животные не всегда были такими, какими люди их видят сейчас, что они изменяются с течением времени, постепенно приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. Дарвин сумел объяснить, как это происходит: в природе выживают те организмы, у которых признаки приспособленности к окружающим условиям проявляются хотя бы чуть-чуть сильнее, чем у других. Если эти признаки организмы передают по наследству, то в их потомстве тоже выживают более приспособленные. Так постепенно и появились боярышник с его колючками, цапля с ее длинной шеей, крот с ногами-лопатами, черепаха с ее панцирем, кузнечик зеленого цвета и все другие современные виды растений и животных.

Огромный вклад в науку внес русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).

Владимир Вернадский

Он создал учение о биосфере. «Биос», как ты помнишь, «жизнь», а греческое слово «сфера» означает «шар». Значит, биосфера - это «шар жизни», а точнее говоря, «оболочка жизни», одевающая наш земной шар. В нее входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.

Что мы узнали из этого раздела

Уже первобытный человек начал собирать сведения об окружающем мире. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше.

Постепенно возникли и стали развиваться различные науки о природе: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология. Науки о природе называют естественными науками.

Природу изучают различными методами. Главные из них - наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Основные понятия

  • естественные науки методы
  • изучения природы
  • наблюдения эксперимент (опыт)
  • измерение
  • астрономия
  • физика
  • химия
  • геология
  • физическая география
  • биология
  • экология

Дорогие пятиклашки!

Сегодня мы с вами познакомимся с великими естествоиспытателями.
Эпиграф:

"Наука самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" А.Чехов

Изучением природы люди начали заниматься еще в древности. Изначально знания о природе находили применение в быту: когда цветут те или иные растения и при каком заболевании их можно использовать; когда созревают плоды. Человека интересовало, как животные ведут себя в природе, каким образом можно на них охотиться. На первых стадиях при изучении природы и живых организмов использовались только описательный метод и наблюдение , затем уже эксперимент и сравнение . Сегодня мы с вами познакомимся с учеными, которые занимались изучением природы.

Первые попытки изучения природы и живых организмов предпринимали первобытные люди. Основными методами были наблюдение ми описание. Таким образом накапливались сведения о растениях, животных и грибах. С возникновением и распространением письменности о живых организмах собралось огромное количество материала.

Пришло первое время привести в порядок разрозненную информацию, собрать воедино то, что уже известно.

Аристотель первым попытался систематизировать информацию о природе, то есть классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения.

Для ознакомления с биографией Аристотеля и его деятельностью предлагаю посмотреть видеофильм.


Он определил все живые организмы в систему, в которой на низшей ступени стояли просто организованные организмы, выше - более сложно устроенные животные. Например, он выделил группу животных, которые на сегодня представляют собой тип Членистоногие . К ним относятся современные насекомые, ракообразные, пауки.

Долгое время многие ученые пользовались системой Аристотеля, но шло время, материал обогащался новыми описаниями, мореплаватели открывали новые земли, привозили с собой до этого неизвестные растения. Система Аристотеля уже не могла помочь ученым ориентироваться в многообразии живых организмов. К этому времени ученые других стран также делали открытия, описывали новые растения и животных, давали им названия.
Но возникала путаница! Так как общались на разных языках, описывали по своему!
Все это привело к тому, что ученые не могли понять друг друга.

Выход из данной ситуации нашел Карл Линней . Посмотрите видеофильм об этом ученом.


  • Он предложил давать названия животным и растениям на одном языке, который будет понятен всем ученым. Таким языком оказалась ЛАТЫНЬ, потому что она является предшественницей многих европейских языков. Это язык науки (биологии, медицины и т.д.)
  • Еще одним очень важным решением Линнея стало его предложение давать живым организмам двойные , или бинарные (двусловные ), названия. Например, береза плосколистная, береза карликовая. Системой Карла Линнея пользуюемся по сей день. Она конечно же изменилась, но основой классификации живых организмов является ядро, которое заложил Линней.
Также известным ученым является Чарлз Дарвин . Он основоположник теории
эволюции. В своей работе Дарвин изложил и сумел доказать то, что виды на Земле непостоянны и могут изменяться. Полезные свойства, которые возникают у организмов в результате приспособления к среде обитания, могут закрепляться генетически и передаваться из поколения в поколение.
Посмотрите видеофильм о Чарлзе Дарвине.

А теперь встаньте из - за стола и проведите физкультминутку.


В нашей стране также осуществлялась работа по изучению живых объектов. Росссия всегда была богата талантливыми людьми. Среди них было немало ученых - биологов. Все они внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки.

Состоялась Первая Всероссийская конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981). Организаторами конференции выступили Институт степи УрО РАН, Институт экологии волжского бассейна РАН, Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Тольяттинское отделение Русского Ботанического общества. В конференции приняли участие сотрудники оренбургских, тольяттинских и московских ВУЗов и научно-исследовательских институтов.

Основная задача конференции – вспомнить, почтить имена и заслуги ученых, внесших большой вклад в развитие естественных наук, но по тем или иным причинам остались забытыми. Тем не менее, их архивы, коллекции, черновики и рукописи и по сей день являются востребованными современниками.

Именно таким исследователем в области ботаники являлся Михаил Антонович Скавронский, к 120-летию со дня рождения которого, была приурочена конференция. Михаил Антонович внес огромнейший вклад в ботанические исследования Оренбургской области. Во время начала целинной компании изучал флору восточных районов области, считая «необходимым зафиксировать растительность этой территории до распашки». Им была подготовлена монография «Высшие растения Оренбургской области», включавшая подробную информацию о 111 семействах, 600 родах и примерно 1500 видов высших растений, встречающихся на территории Оренбургской области, которой так и не суждено было увидеть свет («из-за отсутствия бумаги» в издательстве). В результате многолетней работы ученым был собран и обработан большой гербарный материал, часть из которого бережно хранится в коллекции (ORIS) Института степи УрО РАН. Именно качественно оформленные образцы гербария, подписанные рукой исследователя, обратили на себя внимание сотрудников Института степи Кин Наталии Олеговны, Калмыковой Ольги Геннадьевны и Савиновой Татьяны Николаевны, что привело к проявлению интереса к деятельности М.А. Скавронского, изучению его биографии и стало предпосылкой для организации первой в своем роде конференции.

Отдельные листы гербария, собранного и определенного М.А. Скавронским, были представлены на выставке в конференц-зале.

После доклада о деятельности исследователя время было уделено воспоминаниям очевидцев, знавших Михаила Антоновича. Приглашенные на конференцию родственники (присутствовал внук М.А. Скавронского – кандидат медицинских наук, доцент Баталин Вадим Александрович), коллеги и ученики, ныне остепененные сотрудники ВУЗов и исследовательских институтов г. Оренбурга, поделились своими впечатлениями о педагоге и малоизвестными фактами из его жизни.

Кроме того, прозвучали доклады о деятельности экономиста и ученого в области аграрной статистики Алексея Федоровича Фортунатова, зоолога Петра Артемьевича Положенцева, ботаников Дмитрия Эрастовича Янишевского и Георгия Ивановича Степнина.

Интерес вызывал доклад члена-корреспондента РАН, главного научного сотрудника Института экологии Волжского бассейна РАН (г. Тольятти) Розенберга Геннадия Самуиловича «О скорости забывания ученых-естествоиспытателей, имен и фактов».

Организаторами конференции было внесено предложение о проведении Всероссийской конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты» один раз в пять лет. Предложение полностью поддержано участниками и приглашенными лицами.

ПРОГРАММА Первой Всероссийской конференции «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981) представлена на сайте.